Dmitry Rozhkov/wikipedia.org

Сегодня исполняется 70 лет известному актеру театра и кино, режиссеру, драматургу, публицисту, народному артисту России Вениамину Борисовичу Смехову.

Как рассказал сам Смехов "Российской газете", юбилей он отметит в Берлине у друзей, к которым уехал после окончания учебного года в Школе-студии МХАТ.

Центральным произведением этого года Смехов называет компакт-диск "Двенадцать месяцев танго", который, по его словам, вторая его удачная пластинка после "Али-Бабы". "На диске, как и в жизни, все смешано: и серьезное, и печальное, и легкомысленное, и беспечное, и счастливое. Звучат танго авторов гениальных мелодий - поляков, многих из которых уничтожили в концлагерях. А между песнями я читаю стихи Мандельштама, который родился в Варшаве. Впереди - 1 ноября, юбилейный вечер в Доме музыки, и фильм, который снят наполовину, - "Двенадцать месяцев танго".

- Смеховская пластинка "Али-Баба и сорок разбойников" побила все рекорды популярности в СССР

Вениамин Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве в семье профессора-экономиста Бориса Моисеевича Смехова и врача-терапевта Марии Львовны Смеховой. Родным братом отца актера был известный книжный иллюстратор Лев Моисеевич Смехов.

В школьные годы Вениамин Смехов посещал драматический кружок при Дворце пионеров Дзержинского района.

В 1957 году, окончив школу, он поступил в театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Владимира Этуша), но уже на следующий год Смехова отчислили и перевели на 2-й курс как вольнослушателя на испытательный срок, затем опять зачислили в студенты.

В 1961 году после окончания училища он был принят в труппу Куйбышевского театра драмы им. М. Горького, участвовал в шести постановках театра. В сентябре 1962 года Смехов вернулся в Москву и стал служить в Московском театре драмы и комедии. В 1964 году произошла реорганизация Московского театра драмы и комедии, и театр стал называться "Московский театр драмы и комедии на Таганке", а главным режиссером был назначен Юрий Любимов. Первая роль Вениамина Смехова в театре Любимова была в спектакле "Добрый человек из Сезуана". Среди театральных работ Смехова - роли в спектаклях "Гамлет" (Клавдий), "Послушайте!" (Маяковский), "Час пик" (Максимович), "Мастер и Маргарита" (Воланд), "Ревизская сказка", "Доктор Живаго", "Дом на набережной" (Глебов) и другие.

Всего с 1964 по 1985 год Вениамин Смехов сыграл в театре на Таганке около 30 ролей. Он был соавтором нескольких спектаклей Любимова как автор инсценировок ("Послушайте!", "Час пик") и второй режиссер ("Ревизская сказка" и др.).

В 1985 году после назначения главным режиссером театра Анатолия Эфроса, которое последовало за вынужденной эмиграцией Юрия Любимова, Смехов ушел из Театра на Таганке. После этого он два года работал в театре "Современник", участвовал в четырех постановках театра.

В октябре 1987 года актер возвратился в Театр на Таганке и участвовал в нескольких старых спектаклях театра.

В кино актер начал сниматься с 1968 года, сыграв свою первую роль в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища", а известность приобрел после главной роли в телефильме "Смок и Малыш" по рассказам Джека Лондона. Но слава пришла к актеру после фильма Юнгвальд-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетера", в котором он сыграл Атоса.

Вениамин Смехов снялся в фильмах: "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979), "Али-Баба и сорок разбойников" (1983), "Ловушка для одинокого мужчины" (1990), "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992), "Завтрак с видом на Эльбрус" (1993), "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя" (1993), "Капитанские дети" (2006), "Монтекристо" (телесериал, 2008), "Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетеров" (2008), "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину" (2009).

Режиссерским дебютом Вениамина Смехова стал фильм "Фредерик Моро".

Он автор сценариев к фильмам: "Али-Баба и сорок разбойников". Поставил телефильм "Театр моей памяти". С 1969 года Смехов поставил на ТВ ряд телеспектаклей, часть из которых по собственным сценариям.

В 1990-е годы Вениамин Смехов ставил драматические и оперные спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Австралии и выступал с концертами. Он поставил пять опер в Германии, а последние несколько лет много времени проводил в Америке, где преподавал в Смит-колледже под Бостоном.

Несмотря на плотный график зарубежных поездок, Вениамин Смехов успевает делать успешные постановки и на российской сцене. Весной 2006 года в РАМТ состоялась премьера спектакля "Самоубийца", где он выступил режиссером.

Вениамин Смехов - автор художественных и публицистических книг: "Служенье муз не терпит суеты", "Скрипка мастера", "Таганка. Записки заключенного", "Живой и только" (о Высоцком), "В один прекрасный день...", "Театр моей памяти", "Мастер и Маргарита" в стране чудес" и других.

В записи Смехова вышла библиотека компакт-дисков "Атос. Аудиокнига" ("Пиковая дама", "Вий", "Одесские рассказы", "Сказки Афанасьева и Аксакова", "Двенадцать стульев").

За свою профессиональную деятельность Вениамин Смехов отмечен многими наградами: в 1970 году за исполнение роли Кшиштофа Максимовича в спектакле "Час пик" ему была присуждена премия на фестивале "Польская драматургия"; в 1999 году он стал автором-лауреатом газеты "Московские новости" за статью "Атос в России больше, чем Портос"; в 2000 году ему присуждена художественная премия альманаха "Петрополь" за цикл телепередач "Театр моей памяти" и книгу "Мастер и Маргарита" в стране чудес"; в 2009 году присуждена Царскосельская художественная премия за создание альбома "Да здравствуют музы!.." и за двухтомное сочинение "В жизни так не бывает" и "Та Таганка".

Вениамин Смехов женат вторым браком. В браке с первой женой Аллой появились на свет дочери Елена (1964) и Алика (1968). В 1980 году Вениамин Смехов женился во второй раз. Его избранницей стала театральный критик Галина Аксенова.

У Вениамина Борисовича три внука: Леонид (1987), сын Елены; Aртем (2000) и Макар (2007), сыновья Алики.

Смеховская пластинка "Али-Баба и сорок разбойников" побила все рекорды популярности в СССР

В 1981 году был записан, а в 1982 году вышел в продажу на пластинках музыкальный спектакль "Али-Баба и сорок разбойников" по мотивам арабской сказки об Али-Бабе со стихами Вениамина Смехова на музыку Сергея Никитина. В 1983 году был снят музыкальный художественный фильм - экранизация пластинки.

Сам Смехов так говорил о своем "Али-Бабе": "Это был итог моих разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую "Шахерезаду".

Он прочитал свой вариант "Али-Бабы" товарищам по Таганке по дороге в Таллин. Работа вызвала всеобщее одобрение, и Смехов решил осуществить проект. "Поначалу задумали фильм. Грамматиков, тогда только закончивший съемки "Шла собака по роялю", по рекомендации Аллы Демидовой взялся за смеховский сценарий. Али-Бабой назначили Ролана Быкова. А когда сдали заявку на киностудию, выяснилось, что на границе Азербайджана с Турцией уже снимается фильм "Приключения Али-Бабы и 40 разбойников". И в главной роли (атамана) Ролан Быков". Тогда Смехов решил оставить своим героям только голос, писала девять лет назад "Новая газета".

Смехову ради этого проекта пришлось заключить бартерную сделку: "Мелодия" выпускает "сомнительную", по их мнению, версию известной арабской сказки, за что Смехов создал для фирмы патриотический цикл из произведений Горького к юбилею ВЛКСМ (аудиоспектакль "Было на свете сердце", где ранние вещи Горького читали Смоктуновский, Коренева и Бортник).

После того, как пластинка была выпущена, популярность героев нового "Али-Бабы" побила все рекорды (было выпущено более трех миллионов экземпляров). Наталья Тенякова (Фатима) вспоминает, как за ней с Юрским бегали дети и кричали: "Съешь апельсин!" До этого подобной "чести" удостаивалась только Фаина Раневская с фразой "Муля, не нервируй меня". Благодаря этому было принято решение экранизировать аудиопластинку, причем с тем же актерским составом - Смехов, Табаков, Джигарханян, Юрский, Тенякова, Филатов.