В августе 2018 года помощник президента РФ Андрей Белоусов в закрытом письме Владимиру Путину предложил изъять у 14 нефтехимических, химических и металлургических компаний, обладающих сверхдоходами, более 500 миллиардов рублей на исполнение "майского указа". Письмо утекло в Telegram-каналы и СМИ, и уже наутро после этого некоторые упомянутые в списке Белоусова компании потеряли в общей сложности 3,1 миллиарда долларов.
В списке значились Новолипецкий металлургический комбината (НЛМК), "Северсталь", "Норникель", "Алроса", "Сибур", "Полюс", Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Evraz, СУЭК, "Металлоинвест", "Фосагро", "Мечел", "Уралкалий".
Спустя почти год советник президента рассказал Forbes, что утечку допустило правительство РФ, а оттуда письмо Путину, имевшее пометку "для служебного пользования", попало в руки бизнесменов, которые и передали его журналистам.
Белоусов не стал называть этих предпринимателей, "чтобы не обваливать акции их компаний", но прокомментировал их действия весьма эмоционально: "Ну какие же дураки! Надо же, такие миллиарды и такие идиоты". По словам советника президента, бизнес совершенно неправильно прочитал его письмо и "даже не додумались" позвонить самому Белоусову, который бы их "успокоил".
В результате обнародование письма привело к "эффекту гранаты, брошенной в курятник", а бизнесмены "сами себе в ногу выстрелили", обвалив акции собственных компаний. "Я у одного из них спрашивал потом: "Вот зачем ты это сделал, чего добился-то?" А он отвечает: "Ну мы там все были в шоке, когда узнали", - вспоминает Белоусов".
По словам советника президента, его список первоначально был перечнем компаний, которым в первую очередь следовало бы перейти на наилучшие доступные технологии (НДТ), которые гарантируют максимальную защиту окружающей среды и регламентируют требования к используемым в конкретных отраслях технологиям.
Расчеты на 500 млрд "изымаемых" рублей должны были доказать, что у бизнеса есть средства на обновление технологий. "Мы показали: вот же, у компаний есть деньги, причем они появились из-за ослабления рубля, буквально из воздуха. Подразумевалось, что эти деньги можно было бы направить на внедрение НДТ, а не на увеличение дивидендов", - рассказал Белоусов. В письме, однако, речь о НДТ не шла.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в письме президенту Путину предупредил, что инициатива Белоусова может обернуться для российского фондового рынка потерями в 3 триллиона рублей. После того, как в конце августа Белоусов встретился с представителями крупного бизнеса и заявил, что власти не намерены забирать у компаний их доходы, напряжение спало. Речь пошла уже не об изъятии доходов, а о добровольных инвестициях - в первую очередь, в инфраструктуру, экологию, цифровизацию и внедрение технологий - в обмен на поощрения.
Стимулировать миллиардеров должны были законопроекты о специнвестконтрактах (СПИК 2.0) и о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Обсуждение второго затянулось, так что в марте 2019 года президент РФ на съезде РСПП потребовал ускорить его внесение в Госдуму.