pravmir.ru

20 февраля началась последняя неделя, предшествующая началу Великого поста - Сырная седмица, или масленица.

Согласно традиции восточных христиан, подготовительный период Великого поста начинается уже вскоре после праздника Богоявления. Он включает четыре воскресенья (по славянски - недели): "о мытаре и фарисее" (Евангелие от Луки. гл. 18, стихи 10-14), "о блудном сыне" (Евангелие от Луки. гл. 15, стихи 11-32), "о Страшном Суде" (Евангелие от Матфея. гл. 25, стихи 31-46) - "мясопустную" (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты - "заговенье на мясо") и "воспоминания Адамова изгнания" (Книга Бытия, глава 3, стихи 1-24) - "сыропустную" (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты - "заговенье на Великий пост"). В этот период Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после воскресенья "о мытаре и фарисее" - с началом "сплошной седмицы" - восстанавливаются посты в среду и пятницу, а затем следует воздержание сначала только от мясной, а затем от молочной пищи и яиц. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия - Иисуса Христа для спасения человека и призывает к посту и покаянию. Суббота накануне "мясопустной недели" называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших.

Последняя неделя перед Великим Постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. Свое начало он берет в древнейшие времена - с греческих и римских вакханалий и сатурналий. У восточных славян этот праздник получил название масленица. Обряды масленицы, сохранившиеся в народной традиции и в настоящее время, непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия. На семейно-родовой характер масленицы указывают и названия некоторых дней праздника - "тещины вечерки" (пятница), "золовкины поседелки" (суббота), а обязательные для масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян. Народы Западной Европы отмечают этот праздник, устраивая карнавалы (от лат. "carne - vale" - "прощай, мясо") - костюмированные шествия и театрализованные представления.

Церковь включила масленицу в праздничный календарь и отмечает ее как "сырную седмицу". Воскресенье "сырной седмицы" ("воспоминания Адамова изгнания"), которое завершает подготовительный период, получило название Прощеное воскресенье. В этот день люди просят друг у друга прощение и совершают покаяние в своих прегрешениях, а в храмах во время вечернего богослужения совершается чин прощения.

Сегодня традиция празднования Масленицы далека от религии и имеет скорее языческий, развлекательный характер. Однако православное отношение к этому периоду кардинально иное: радость, связанная с ним, имеет глубокий религиозный смысл, который кроется в победе добра над злом, ожидании Царства Божьего.

Как отмечается 20 февраля в информации агентства "Интерфакс", в народе масленица всегда была веселой порой, как правило, лишенной религиозных мотивов. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить "в горькой беде и худо кончит". На Масленицу устраивают гулянья, пекут блины.

Первый блин обычно отдавали нищим на помин усопших или клали на "слуховое окошко" - его предназначали душам умерших родственников. В семью молодоженов на Масленицу приходила теща, чтобы научить свою дочь готовить блины, а неуважение зятя к этому обычаю воспринималось как большое оскорбление.