Сноб

Михаил Ходорковский, осужденный в конце декабря на 14 лет лишения свободы за хищение нефти, ответил на вопросы интернет пользователей - читателей журнала "Сноб". Он рассказал о своих доходах до попадания за решетку, прокомментировал звучащие в его адрес обвинения в убийствах, а также поведал о тюремном быте. Вопросы из Сети журналисты передали Ходорковскому через его адвокатов еще летом прошлого года. Только в апреле первая часть ответов экс-главы ЮКОСа была наконец получена и размещена на сайте журнала. Впрочем, переписка интернета с Ходорковским не окончена - читатели могут продолжать задавать ему вопросы.

Пока же Михаил Ходорковский, в частности, признался, что его самое большое желание после семи лет заключения - "обнять жену, детей, подержать на руках внучку, проведать родителей. Дать им всем свою поддержку и заботу". Остальные желания, по словам экс-главы ЮКОСа, - это уже "во-вторых".

Опальный магнат ответил на вопрос о своих доходах в период его работы в ЮКОСе. Его личный доход складывался из трех частей - зарплата, дивиденды от группы "Менатеп" и выплаты по гражданско-правовым договорам. Больше всего средств экс-глава ЮКОСа, по собственным словам, получал от дивидендов. "Точную цифру не скажу, но порядок - сотня миллионов долларов. Эти деньги были задекларированы, с них были уплачены все предусмотренные российским законодательством налоги", - отметил Ходорковский.

- "Заграничные миллионы" Ходорковского: адвокат ответил на публикацию The Times

По словам экс-главы ЮКОСа, его зарплата в компании была установлена в соответствии со штатным расписанием и решением совета директоров. Размер был разным в разные годы, "скорее символический", так как Ходорковский был одним из основных акционеров. "Также я получал деньги как индивидуальный предприниматель, если работа не была связана с моими основными обязанностями в ЮКОСе, поскольку вел еще ряд проектов до 1999 года", - рассказал Ходорковский.

По словам опального олигарха, большую часть заработанных денег он вложил в развитие компании и личные благотворительные проекты.

О развлечениях в тюрьме

Ранее Ходорковский подробно рассказывал о тюремном быте и распорядке дня в местах лишения свободы. Из его интервью западным СМИ известно, что заключенные встают в 6:45, затем им дается час на умывание, бритье, зарядку, завтрак и чтение новостей. Как отмечал Ходорковский, в каждой камере находятся от 3 до 8 человек, все они вынуждены уживаться друг с другом на маленьком пространстве. В камере Ходорковский, как и другие заключенные, если его не возят в суд, проводит 23 часа в день. В течение часа всем обитателям тюрьмы разрешается гулять.

На этот раз Ходорковский, отвечая на вопрос известного IT-бизнесмена Степана Пачикова, о том, дают ли тюремные власти Ходорковскому слушать музыку и, если не дают, по какой музыке он скучает, экс-глава ЮКОСа признался, что "по необъяснимой причине аудиопроигрыватели любых типов в тюрьме запрещены". По его словам, радио и телевизор их не заменяют, поскольку вкусы у всех разные.

"Могу сказать, что Ретро FM и "Дискотека 80-х" вызывают ностальгические чувства. Более серьезную музыку через старые динамики слушать бессмысленно, а я бы с удовольствием сходил на скрипичный концерт", - добавил Ходорковский.

На вопрос Дарьи Супруновой, какой фильм он бы хотел посмотреть и какие картины вообще оставили у него сильные позитивные впечатления, Ходорковский ответил, что в тюрьме он "насмотрелся телевизора больше, чем за всю жизнь". По его словам, хотя телевидение создает "ощущение "окна в мир", однако фильмы ему смотреть "скучновато". "Редко возникает ощущение реальности. В юности было по-другому. Так что нет, ничего "специального" пересмотреть не хочу", - признался Ходорковский.

Об убийствах и деньгах, "пахнущих кровью"

Ходорковского также попросили ответить на вопрос, "бывает ли так, что большие нефтяные деньги, полученные в исторический период начального накопления капитала, не пахнут кровью". "Бывает, - с уверенностью заявил опальный олигарх. - Причем в большинстве случаев". Ходорковский подчеркнул, что он может отчитаться за каждый заработанный рубль и уже неоднократно это делал.

По его словам, круг крупнейших бизнесменов России не так уж и широк, поэтому он может со всей ответственностью сказать, что "подавляющее большинство российских крупнейших предпринимателей заработали свои состояния не на крови". "Предприниматели - это же не бандиты. Другая психология, иной склад ума. Бизнесмены предпочитают договариваться, судиться, откупаться, но не стрелять", - пояснил экс-глава ЮКОСа.

Читатели журнала "Сноб" подняли вопрос и об убийствах, обвинения в которых неоднократно звучали от представителей власти, например, из уст премьер-министра Владимира Путина.

В последний раз о предполагаемых связях Ходорковского с киллерами глава правительства заявил в декабре 2010 года перед вынесением приговора по делу ЮКОСа в ходе традиционной "прямой линии" общения с россиянами. "Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов - убили, - сказал тогда премьер. - Женщина здесь в Москве не отдала им свое маленькое помещение, которое они хотели забрать, - убили. Киллера, которого наняли, убили, мозги только одни нашли в гараже". "Что, руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступления совершил?", - задал вопрос Путин, упомянув Алексея Пичугина, приговоренного к пожизненному заключения за убийство.

Официально обвинения в убийствах Ходорковскому никогда не предъявлялись. На вопрос читателя, правда ли, что ЮКОС, забирая кафе, убил женщину, осужденный олигарх ответил отрицательно.

"Ни я, ни другие акционеры и топ-менеджеры ЮКОСа не использовали такие методы. Во-первых, решить какие-то проблемы убийством никому и в голову не приходило. Как-то мы воспитаны по-другому. А во-вторых, бизнесменами движет расчет. Насилие вредит бизнесу, оно невыгодно. Предпринимателю проще переплатить вдвое, чем идти на криминал", - заявил Ходорковский.

"Что же касается злополучного кафе, то я даже не знаю, верит ли в это сам Путин или это такая заготовка у него для ответов на вопросы про ЮКОС. Ну нельзя же всерьез считать, что бизнес ЮКОСа рухнул бы без этого кафе, и для того, чтобы забрать его, ЮКОС мог убить человека. Тем более, насколько мне теперь известно, оно перешло в собственность наследников убитой, а вовсе не ЮКОСа", - пояснил Михаил Ходорковский.

О светлом будущем

Из ответов Ходорковского выяснилось его понимае "светлого будущего" для России. "Для меня светлое будущее России состоит исключительно в спокойной и благополучной жизни ее граждан. Внешнее "величие", мировые достижения, тем более имперские амбиции не могут быть целью. Однако так думают далеко не все", - отметил экс-глава ЮКОСа.

По признанию Ходорковского, он не считает чем-то позитивным высокий уровень потребления, хотя, по его мнению, он и должен быть достаточным, чтобы не загонять мир в очередной кризис.

"Россия, наш народ вполне может позволить себе жизнь в гармонии с природой и окружающим миром. Возможно, именно показать такой путь, иной, чем всемирная потребительская гонка, и есть настоящая миссия нашей страны, нашей культуры", - считает экс-глава ЮКОСа. Если подходить с этой точки зрения, то "светлое будущее" объективно достижимо, уверен Ходорковский, а над субъективной составляющей, по его мнению, надо работать.