Киотский протокол накладывает ограничения на выброс в атмосферу парниковых газов. Так, развитые страны - основные загрязнители окружающей среды - берут на себя обязательство снизить с 2008 по 2012 годы выбросы углекислого газа на 8% по сравнению с 1990 годом. У стран-участников протокола есть возможность международного обмена: квоты на выброс парниковых газов в обме на компенсацию издержек по снижению выбросов. По сути - взаимовыгодная торговля воздухом.
Впервые договоренность о том, что развитые страны мира должны совместными усилиями поддерживать концентрацию парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне, была достигнута еще в 1992 году, когда была принята рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК).
В течение XX века температура у поверхности земли выросла на 0,6 градуса Цельсия (плюс-минус 0,2 градуса). При этом, по оценкам ученых, до 2100 года температура может вырасти еще на 1,5-5,8 градусов Цельсия. Согласно спутниковым наблюдениям, проводившимся с конца 1960-х годов, в результате потепления площади снежного покрова Земли сократились на 10%. Как следствие, повысился уровень моря - в среднем на 20 см в течение прошлого столетия. А до 2100 года, по оценкам специалистов, уровень моря может подняться еще на 47 см.
Документ тогда подписали более 190 стран. Позже, в 1997 году, был принят так называемый Киотский протокол, согласно которому в 2008 - 2012 годах подписавшие его развитые страны должны снизить объемы выбросов шести основных парниковых газов на 5,2%. США пообещали уменьшить объемы выбросов на 7%, Япония и Канада - на 6%, страны ЕС - на 8% по сравнению с уровнем 1990 года.
Также Киотский протокол принято считать первым международным документом, в котором для решения глобальной экологической проблемы используется "рыночный механизм.
Киотский протокол позволяет участникам "участвовать в прямой коммерческой переуступке своих прав на выбросы парниковых газов для целей выполнения своих обязательств".
Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, оговорив для себя (вместе с Украиной) довольно хорошие условия: не превышать уровень выбросов парниковых газов, зафиксированный в 1990 году. Киотский протокол к 2004 году был ратифицирован 106 странами.
Получилось так, что именно от России зависела судьба этого протокола. Он вступает в силу после того, как будет ратифицирован не менее чем 50% стран, подписавших этот документ, причем эти страны должны быть источником не менее чем 55% объема выбросов промышленных газов в 1990 году. В 2001 году США, на долю которых приходится более 36% выбросов, отказались участвовать в данном соглашении, а другие основные "загрязнители" атмосферы - ЕС (около 26%), Япония, Канада наоборот уже его ратифицировали.
Россия со своими 17 процентами, таким образом, могла обеспечить вступление протокола в силу.
Первоначально в России появлению Киотского протокола очень обрадовались, решив, что на перепродаже квот можно неплохо заработать. Ведь после 1990 года (когда рассчитывались квоты) в России был длительный спад производства, и того уровня выбросов в атмосферу наша страна не достигла и поныне.
российские эксперты стали прогнозировать многомиллиардные валютные доходы, которые Россия получит от выхода на международный рынок торговли выбросами. Ожидалось, что после ратификации Киотского протокола в Европе вырастут цены на газ и электроэнергию, что позволит России дополнительно заработать на экспорте около 10 млрд долларов. А от продажи квот (порядка 2 млрд - 4,5 млрд тонн углекислого газа) мы сможем выручить, по разным оценкам, от 10 млрд до 100 млрд долларов.
Понятно, что таких денег никто никогда не заплатит. Однако представители федеральных министерств и ведомств надеялись, что с помощью Киотского протокола Россия сумеет добиться списания части внешнего долга или хотя бы получить дополнительные инвестиции. Обсуждалась и вероятность того, что Россия сможет размещать на международных финансовых рынках ценные бумаги, обеспеченные квотами на выбросы. Предполагалось, что квоты будут находиться в федеральной собственности и правительство объявит национальный конкурс на лучшие энергосберегающие проекты.
В 1999 - 2001 годах в России побывали делегации ЕС, Японии, Канады и скандинавских стран, которые интересовались возможностями "проектов совместного осуществления".
Выход из Киотского соглашения США и Канады значительно сузил рынок спроса на квоты, и теперь Россия может рассчитывать получить от переуступки квот в первом бюджетном периоде Киотского соглашения (2008 - 2012 годы) не более $1 млрд. А быть может, и того меньше.
Кроме того, возникли сомнения и насчет того, сможет ли Россия продать квоты другому потенциальному покупателю - Евросоюзу, так как он сейчас планирует организовать "внутренний рынок" торговли квотами. То есть если какая-либо страна Евросоюза будет нуждаться в квотах, то в первую очередь она должна будет купить их у своих соседей по ЕС или у стран - кандидатов на вступление в союз. Россия, таким образом, стоит крайней в очереди.
Суть парникового эффекта состоит в следующем: Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи.
Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы - водяной пар, СО2, метан, закись азота и т. д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла.
В последние десятилетия содержание парниковых газов в атмосфере очень сильно выросло. Появились и новые, ранее не существовавшие вещества с "парниковым" спектром поглощения - прежде всего фторуглеводороды.
Газы, вызывающие парниковый эффект, - это не только диоксид углерода (CO2). К ним также относятся метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Однако именно сжигание углеводородного топлива, сопровождающееся выделением CO2, считается основной причиной загрязнения.
Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна, - человечество сейчас сжигает за день столько ископаемого топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет в период образования месторождений нефти, угля и газа. От этого 'толчка' климатическая система вышла из 'равновесия' и мы видим большее число вторичных негативных явлений: особо жарких дней, засух, наводнений, резких скачков погоды, причем именно это и наносит наибольший урон
Согласно прогнозам исследователей, если ничего не предпринимать, мировые выбросы CO2 в течение ближайших 125 лет вырастут вчетверо. Но нельзя забывать и о том, что значительная часть будущих источников загрязнения еще не построена. За последние сто лет температура в северном полушарии увеличилась на 0,6 градуса. Прогнозируемый рост температуры в следующем столетии составит от 1,5 до 5,8 градусов. Наиболее вероятный вариант - 2,5-3 градуса.
Однако изменения климата - это не только повышение температуры. Изменения касаются и других климатических явлений. Не только сильная жара, но и сильные внезапные заморозки, наводнения, сели, смерчи, ураганы объясняют эффектами глобального потепления. Климатическая система слишком сложна, чтобы ожидать от нее равномерного и одинакового изменения во всех точках планеты. И главную опасность ученые видят сегодня именно в росте отклонения от средних значений - значительных и частых колебаний температуры.
Рост средней температуры, изменения климата не проходят для экосистемы бесследно. Условия существования живых организмов меняются, и это, в свою очередь, ведет к трудно прогнозируемым последствиям, вымиранию одних видов и внезапному распространению других.
Для человека, чьи технологические способности к адаптации очень высоки, потепление - также серьезный вызов, требующий перестройки системы приспособления. Так, в России таяние вечной мерзлоты может повлечь за собой разрушение целых городов. А это чревато уже не столько технологическими, сколько социальными последствиями. Повышение уровня мирового океана грозит затоплением значительных территорий в разных точках земного шара.
Само по себе глобальное потепление не является для экосистемы Земли новым явлением. Температурные изменения были и раньше (вспомните о ледниковых периодах), но никогда они не были такими стремительными. В непредсказуемости изменения и заключается главная угроза для человечества.
Решить проблему помогут возобновляемые источники энергии, развитие которых все еще очень сильно зависит от участия государства. Здесь-то и возникает потребность в создании системы стимулирования и контроля. Киотский протокол - лишь определенный этап на пути создания такой системы в мировом масштабе.