В столице скончался художественный руководитель и главный режиссер Московского государственного академического камерного музыкального театра Борис Покровский. Как сообщил в пятницу Первый канал, народный артист СССР умер на 98-м году жизни.
Борис Покровский, который более 20 лет руководил Большим театром и в течение 37 последних лет - Московским камерным музыкальным театром, был влюблен в свое дело. Он говорил, что оперный спектакль - это его жизнь, его дыхание, одухотворение. "И это единственный род искусства, который благодаря гениальной музыке способен направлять, учить, поддерживать человеческое существование без надрывов и без ненужного назидания", - сказал Покровский в интервью два года назад.
Прощание с народным артистом начнется в 11:00 в понедельник, 8 июня, в Московском Камерном музыкальном театре, его похоронят на Новодевичьем кладбище.
"Лучше ХХ века не было. Но это моя судьба"
Борис Александрович Покровский родился 23 января 1912 года в Москве. Как признался режиссер в 2007 году в интервью "Российской газете", он и в конце жизни во сне встречался и разговаривал со своими родителями. по его словам, они всегда говорили, что он должен быть не показным человеком, а исполнительным. "И главным исполнением жизни должно быть добро, покаяние, которое нам приносит вера в Бога", - добавил режиссер.
Как говорил режиссер, он уверен, что жизнь человека зависит не от него самого, а от судьбы, которая ему положена. "Моя судьба решилась в ХХ веке, но если взять мой опыт, то это будет особый пример. В первые годы советской власти я был молод, деятелен, работал на химическом заводе. И вместе с тем я был пианистом, с детства играл на рояле". Борис Покровский занимался у Елены Фабиановны Гнесиной, которая с сестрой Евгенией Фабиановной организовала тогда на Арбате школу, ставшую впоследствии знаменитым институтом им. Гнесиных. Благодаря этим дамам, говорил режиссер, он убежден, что "законы в человеческом сердце, в человеческом сознании зависят от того, что мы слышим". "Вот я все это говорю, и получается, что лучше ХХ века не было. Но это моя судьба", - сказал Борис Покровский в интервью в 2007 году.
В 1937 Покровский окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1938 году стал художественным руководителем Горьковского оперного театра. Как говорил режиссер, сталинская эпоха не была для него настолько страшной, чтобы ему пришлось что-то душить в себе. "Конечно, я многого тогда не знал, не понимал, как почти все, но главное - я был занят своей любовью к опере", - говорил режиссер.
В 1943 правительственной телеграммой Борис Покровский был вызван в Москву для постановки патриотической оперы Кабалевского "В огне". Эта работа открыла счет премьерам Покровского в Большом театре, где он стал режиссером, а потом на протяжении более 20 лет - с 1952 по 1963 годы и с 1967 по 1982 года - занимал пост главного режиссера.
"Помню, как я первый раз вошел на репетицию в Большой театр и все великие встали: Козловский, Барсова, Пирогов, Лемешев, Михайлов, - вспоминал Покровский. - Что я тогда чувствовал? Я чувствовал их великую внутреннюю культуру, которая строится на почитании человека человеком. Мы прекрасно работали вместе, это уже позже появились так называемые "непослушники", которые, став знаменитыми, начали высказываться, что я кровожаден, криклив на репетиции".
Как говорил режиссер, в сталинскую эпоху артистам повезло, что вождь любил Большой театр, он приходил на спектакли, хорошо знал весь репертуар. На каверзный вопрос, почему любовь к опере не оказала никакого облагораживающего влияния на сознание вождя, Покровский ответил так: "Это несопоставимые вещи: Сталин уничтожал женщин, детей, уничтожал ученых. Но ведь никто не запрещает дьяволу полюбить Чайковского и "Евгения Онегина".
Всего на сцене ГАБТа Покровский поставил более 40 спектаклей, в числе которых "Евгений Онегин" Чайковского и "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Мертвые души" Щедрина и "Хованщина" Мусоргского.
О своем уходе из Большого театра Покровский говорил так: "Многое в Большом театре стало мне не по вкусу. Я уходил довольно вызывающе, написав в заявлении, что не желаю работать в театре, который игнорирует русский язык". По его словам, традиционно в Большом театре весь репертуар исполнялся на русском языке, а в тот момент появилось много гастролеров, которые потребовали, чтобы оперы исполнялись на языке оригинала. Как признался Покровский два года назад, сейчас этот конфликт кажется смешным, потому что его Камерный театр ездит по всему миру и поет спектакли на языке оригинала.
Любимым детищем Покровского был Московский камерный оперный театр
В 1972 Борис Покровский создал Московский камерный оперный театр, бессменным руководителем которого он являлся до последнего времени.
На сцене Московского камерного оперного театра звучат оперы авангардистов, старинные и малоизвестные европейские оперы, оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт – "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины".
Как пишет энциклопедия "Кругосвет", Покровский работал с музыкой любого стиля в одинаковой манере, которую сам он характеризовал как "контрапунктирование" сценического действия музыкальному развитию.
Впервые на отечественной сцене советского периода Покровским были поставлены, в том числе, оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева, "Воевода" Петра Чайковского, уничтоженная композитором и восстановленная по сохранившимся оркестровым партиям, "Игрок" Прокофьева.
Покровский много ставил русскую оперную классику на сцене Большого театра - среди самых заметных спектаклей "Садко" Николая Римского-Корсакова, "Руслан и Людмила" Михаила Глинки.
Борис Покровский в качестве режиссера ставил музыкальные произведения и за рубежом – в частности в Болгария, ГДР и других странах.
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России Борис Покровский является автором многих книг по теории и практике оперной режиссуры: "Об оперной режиссуре" (1973), "Размышления об опере" (1979), "Беседы об опере" (1981), "Ступени профессии" (1984), "Сотворение оперного спектакля" (1985), "Введение в оперную режиссуру" (1985). Покровский был и известным педагогом, в 1954 году Покровский стал профессором кафедры музыкального театра в ГИТИСе.
"Судьба оперы? Она вечна!" - так говорил Покровский о любимой профессии. "Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня, - шутил режиссер. - Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой".
В конце жизни Покровский печалился, что происходит демонстративное уничижение нашей великой культуры. "Новое поколение надо нацеливать на уважение к русской культуре. Потому что культура есть охрана и вера в Отечество. И если мы из классического произведения будем вытягивать разговорный анекдотец, мы начнем так же и мыслить. Изменяя Пушкину, почему не можем изменить и себе?" - говорил режиссер.
Покровский оставил свой "Автограф века"
В прошлом году Борис Покровский принял участие в оригинальном проекте "Автограф века". Авторы составили список из известных и талантливых людей, которых можно было бы назвать свидетелями ушедшего века. Их попросили дать небольшие интервью и расписаться на 250 страницах, листы с рукописными автографами вплели в книгу. В книгу также включены редкие фото и рассказ о героях.
Тираж книги составил 250 экземпляров. Сейчас к изданию готовятся второй и третий том "Автографа века".
Автографы Бориса Покровского будут запечатлены во втором томе. Покровский, у которого в последние годы жизни была стопроцентная потеря зрения, просил ставить его руку на нужное место и расписывался.
Первое издание книги ушло на продажу в книжные магазины, в РГБ и в некоторые другие библиотеки. К книге прилагались лупа и перчатки, чтобы можно было рассмотреть подписи кумиров.
Все экземпляры номерные и сопровождаются паспортом, в который можно вписать имя дарителя и получателя. Издание можно было приобрести в обычном книжном магазине по цене более 200 тыс. рублей.