Представляя в прямом эфире "Эхо Москвы" свой новый фильм "Олигарх", Павел Лунгин рассказал, что, создавая картину, он пытался "разобраться в этой жизни".
"Я хотел показать, как борьба за свободу, за абсолютную свободу неизбежно приводит к конфликту с государством, и в этой борьбе с государством и та, и другая стороны превращаются в определенных чудовищ", - пояснил кинорежиссер. По его словам, отчасти этот фильм "о том, как извели олигархов".
Кинорежиссер убежден, что сейчас уже пришло время говорить о времени олигархов и анализировать ту эпоху, которая, по словам Лунгина, уже позади. "Эта 15-летняя эпоха передела, возникновения нового типа человека, государства, собственности, уже ушла", - сказал Лунгин. "Жизни олигарху было каких-то 10-12 лет. Олигархи - как динозавры: никто не знает, зачем они были и почему они ушли", - добавил он.
Фильм "Олигарх" снят по роману Юлия Дубова "Большая пайка". Изменение названия фильма режиссер объясняет тем, что в слове "пайка" есть определенная двусмысленность, которая режиссеру не понравилась. Он заметил, что "пайка" может ассоциироваться как с глаголом "паять", так и с существительным "паек".
Объясняя выбор источника для сценария, Лунгин заметил, что, по его мнению, "Большая пайка" - это "единственная книга, в которой было знание реальности". Кроме того, по мнению Лунгина, "в этой книге была какая-то боль, что мне тоже понравилось. Там не было желания осудить с точки зрения морали".
С Борисом Березовским автор романа, заместитель генерального директора компании "ЛогоВАЗ", Юрий Дубов проработал 10 лет. В "Большой пайке" компания прозрачно называется "Инфокар". Она тоже торгует "мерседесами", контролирует главный в стране автозавод и содержит в Москве клуб для своих. Адрес "Инфокаровского" клуба в романе не указан. В реальности его итак знала вся Москва √ Новокузнецкая, 40, дом приемов ЛогоВАЗа. В 90-х годах ХХ века это был штаб русского капитализма.
Однако Лунгин отметил, что сюжет фильма не совпадает с сюжетом книги. Он рассказал, что фильм "Олигарх" - это история про компанию друзей-интеллектуалов, которые "весело, шутя, начали входить в бизнес", однако в процессе развития бизнеса и обретения денег и власти разобщились и перестали доверять друг другу.
Лунгин опроверг предположения, что фильм снят об известном предпринимателе Борисе Березовском. "Что о нем снимать художественный фильм? - удивился режиссер. - Он живой сидит в Лондоне и скучает". Лунгин признал, что в фильме есть только "куски из жизни Березовского".
"От Березовского мы взяли его легкость, его умение легко, интеллектуально делать деньги из ничего", - рассказал режиссер. Однако, подчеркнул он, в фильме есть и вымышленные эпизоды, и в целом "все перемешано в винегрет".