Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical
© Kröller-Müller Museum, Anal. Chem., 2012, DOI: 10.1021/ac3015627
Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical
 
 
 
Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical
© Kröller-Müller Museum, Anal. Chem., 2012, DOI: 10.1021/ac3015627

Астры на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком, говорится в статье, опубликованной в журнале Analytical Chemistry.

Винсент Ван Гог написал картину "Цветы в голубой вазе" в 1887 году, на закате парижского периода жизни этого великого художника. На этой картине были изображены ярко-желтые маргаритки и белые анемоны в вазе, расположенной на столе. После смерти Ван Гога эта картина была покрыта лаком для повышения сохранности и куплена в начале 20 века музеем Креллера-Мюллера в нидерландском Оттерло, сообщает РИА "Новости".

Группа химиков под руководством Куна Янсенса из университета Антверпена (Бельгия) обратила свое внимание на картину после того, как реставраторы открыли необычный налет на некоторых частях натюрморта.

Как объясняют ученые, желтый пигмент - сульфид кадмия - постепенно теряет свою яркость при взаимодействии с воздухом. Это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу и превращают это соединение в сульфат, соль серной кислоты (SO4). Сульфат кадмия образует белую полупрозрачную пленку на поверхности краски, в результате чего она бледнеет и теряет привычную яркость.

В случае с "Цветами в голубой вазе" налет был необычным - он был не светлым, а темным, и его микроструктура была не похожа на кристаллы сульфата кадмия. Озадаченные сотрудники музея отправили небольшой кусочек краски с картины в лабораторию Янсенса и попросили химиков выяснить природу и причину формирования налета.

Исследователи просветили образцы краски при помощи рентгеновских спектроскопов в Европейском синхротронном центре в Гренобле и немецкой лаборатории DESY и сравнили их с "обычным" налетом из сульфата кадмия.

"Оказалось, что сульфат-анионы нашли подходящего партнера для реакции в ионах свинца в лаковом покрытии, в результате чего на границе между краской и лаком образовались серые и малопрозрачные кристаллы англезита - сульфата свинца. Его источником, по всей видимости, послужило вещество-осушитель, которое было добавлено в лак при покрытии картины", - пояснил один из участников работы Джеральд Фалькенберг из германского синхротронного центра DESY.

По словам ученых, эффект усугубился тем, что ионы кадмия, лишенные серы, прореагировали с другими компонентами лака и превратились в оксалат кадмия (CdC2O4) - соединение кислорода, кадмия и углерода. Комбинация из соли свинца и оксолата кадмия и является тем налетом, который превратил ярко-желтые маргаритки на картине Ван Гога в смесь из темно-оранжевых и коричневых мазков.

"Многие из картин, которые Винсент написал во время парижского периода, были покрыты неправильным лаком и снятие этого покрытия является одной из самых сложных задач, с которой сталкиваются реставраторы работ Ван Гога во всех странах мира. Информация, которую предоставили нам Янсенс и его коллеги, жизненно необходима для принятия тяжелых решений, которые нам приходится порой делать при столь сложной очистке картин", - добавила реставратор Элла Хендрикс из Музея Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды).