МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон "О милиции", направленных на декриминализацию налоговых нарушений, оказался под угрозой. МВД и Генпрокуратура пролоббировали ряд правительственных поправок, которые сводят на нет нововведения, угрожающие рэкету силовиков.
Законопроект был внесен в Думу еще в июле, а в сентябре на него был получен положительный отзыв правительства за подписью вице-премьера Сергея Собянина. В октябре Дума приняла пакет поправок в первом чтении.
Законопроект предлагает существенно поднять пороги отнесения случаев уклонения от уплаты налогов к крупным и особо крупным размерам, по которым, собственно, и следует возбуждать уголовные дела. Сейчас налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности, если сумма не выплаченных за три года налогов превысила 100 тысяч рублей для физических лиц и 500 тысяч рублей - для юридических.
Кроме того, лица, впервые уличенные в неуплате налогов, согласно новому порядку, должны получить возможность погасить недоимку, пени и штрафы, что автоматически освободит их от уголовного преследования.
Одна из поправок, внесенных депутатами уже ко второму чтению, предусматривает исключение заключения под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых в налоговых преступлениях.
Наконец, главное, что не устроило МВД - ограничение их полномочий по возбуждению дел. Если сейчас милиция возбуждает подобного рода дела самостоятельно, то, в соответствии с новым порядком, силовики должны будут направлять все материалы налоговым органам, а те - выставлять недоимки и начислять штрафы налогоплательщикам, которые, заплатив, никакому уголовному преследованию подвергаться не будут.
Как удалось выяснить газете "Коммерсант", МВД направило заместителю министра финансов Сергею Шаталову письмо, в котором настаивает на сохранении действующего порядка ведения дел. Одновременно Генпрокуратура известила главу государственно-правового управления президента Ларису Брычеву, что считает увеличение сумм налогов, с которых начинается уголовное преследование за их неуплату, "чрезмерно либеральным" шагом.
При этом издание отмечает, что, по словам предпринимателей, часто дела заводятся лишь для получения "отступного" от бизнесменов. Так что пакет поправок ставит под угрозу серьезный источник доходов силовиков.
Можно не сомневаться, что если правительственные поправки, торпедирующие законопроект и будут вноситься в Думу, власти постараются сделать это максимально тихо. Дикая гибель в следственном изоляторе юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского вызвала широкий резонанс, и власти вынуждены были отреагировать.
Эта трагедия в принципе поставила под вопрос (и не впервые) о целесообразности заключения под стражу на время следствия людей, в отношении которых ведется следствие по экономическим преступлениям.
Источники "Коммерсанта" утверждают, что вопрос в настоящее время решается "первыми лицами государства". По сути, декриминализация налоговых нарушений - своеобразный тест, который весьма наглядно продемонстрирует, какими мотивами руководствуются эти самые "первые лица". Сохранение коррупционной схемы, позволяющей МВД "доить" бизнесменов, а неугодных - гноить в СИЗО, сделает все разговоры о борьбе с коррупцией пустой болтовней.