Петербургский форум за последний годы, когда он проводится в "президентском" формате, обрел свои традиции
Вести
Петербургский форум за последний годы, когда он проводится в "президентском" формате, обрел свои традиции
 
 
 
Петербургский форум за последний годы, когда он проводится в "президентском" формате, обрел свои традиции
Вести

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Петербургский форум за последний годы, когда он проводится в "президентском" формате, обрел свои традиции. Одна из них - зашкаливающая степень оптимизма. Дух этого оптимизма просто витал над площадкой "Ленэкспо" и в те годы, когда наша экономика росла на нефтяных дрожжах, и вопреки всякой логике в прошлом - кризисном - году. Не стало исключением и нынешнее высокое собрание.

Тон задал президент Медведев, в качестве основного доклада рассказавший сказку о светлом инновационно-модернизационном будущем России. Стране, в которой почтет за счастье жить и работать всякий иностранный инвестор, столица которой Москва- превратится в мировой финансовый центр, неведомое миру Сколково далеко заткнет за пояс любую Силиконовую долину, а рубль станет уважаемой в мире резервной валютой.

Новых идей, имеющих хоть какое-то отношение к российской экономической реальности, в выступлении Медведева оказалось ровно две: сокращение в 5 раз списка стратегических предприятий, которые находились под «опекой» государства, и отмена налога на прирост капитала при осуществлении прямых долгосрочных инвестиций. Шаги, безусловно, в правильном направлении. Но не стоит забывать, что список стратегических предприятий до этого был безбожно раздут. Что же касается отмены налога, то этой мере еще предстоит продемонстрировать свою эффективность. В любом случае, речь идет лишь о тонком ручейке в общем налоговом море.

Как бы то ни было, Дмитрий Медведев "зажег" остальных участников форума и они предпочли делиться со слушателями исключительно хорошими новостями. Причем, это коснулось не только отечественных ораторов, но и иностранных участников форума. Видные деятели мировой экономики на голубом глазу рапортовали о том, что самое страшное в кризисе уже осталось позади, что Европейский союз силен, как никогда, что евро - прекрасная валюта, что в Старом Свете не будет никаких дефолтов, что в экономике США - вообще никаких проблем: рецессия пройдена, и экономический рост налицо.

Этому всеобщему благолепию способствовала и повестка дня форума, в которой, к примеру, нашлось место для круглого стола, посвященного инновационным городам будущего, но не нашлось места для обсуждения проблем несчастных моногородов настоящего, в которой присутствовал круглый стол, посвященный российской заявке на проведение футбольного чемпионата мира в 2018 году, но отсутствовал - посвященный обсуждению проблем безработицы и рынка труда 2010 года.

В общем оптимистическом хоре было трудно выделить хоть что-то, что имело бы отношение к реальным экономическим проблемам страны. Но на круглом столе, посвященном проблемам устойчивости бюджета, обойти их оказалось попросту невозможно. И вот тут-то выяснилось, на каком свете мы действительно живем. Российская экономика за два года «съежилась» почти на четверть. По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, нынешний ВВП меньше того, на который рассчитывало правительство в своих докризисных программах, на 21%. В 2011 году этот разрыв еще вырастет - до 24%.

В высшей степени тревожна ситуация с бюджетным дефицитом. И это несмотря на то, что в последнее время правительство пересчитало его в сторону уменьшения – с 6,8 до 5,4%. Алексей Кудрин предложил измерять соотношение доходов и расходов бюджета по другому показателю - ненефтегазовому дефициту, то есть, очищенному от доходов от нефти и других конъюнктурных факторов. И в этом случае дефицит получается просто убийственным - 13,7% ВВП.

Становится совершенно очевидным тот факт, что "бумажное" сокращение дефицита, которое насчитало правительство - собственно к его, правительства, усилиям, не имеет никакого отношения: это всего лишь результат более-менее устраивающей наш бюджет цены на углеводороды. А ну, как эта цена снова резко упадет, как это уже было в середине 2008 года?

Наконец, еще одна очевидная финансовая дыра – это растущий дефицит Пенсионного фонда. По словам министра финансов, в нынешнем году он составляет ни много, ни мало - триллион рублей, который покрывается за счет средств федерального бюджета. Дальше ситуация будут только хуже: по словам Кудрина, если сегодня в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, в 2012 году соотношение будет 112 к 100, а к 2030 году и вовсе - 100 на 100.

Никаких волшебных методов борьбы со всеми этими напастями Минфин не предлагает – исключительно земные, реальные и непопулярные: повышение налогового бремени, сокращение расходов бюджета, рост акцизов и повышение пенсионного возраста. Эта суровая реальность заметно контрастирует со сказочными картинами будущего, нарисованными подавляющим большинством прочих участников форума.

Егор Гайдар говорил о том, что министр финансов обязан говорить правду, сколь бы неприятной она не была для властителей и для народа. Не беремся судить, всю ли правду поведал на Петербургском форуме министр финансов Алексей Кудрин. В одном можно не сомневаться: ближайшие месяцы и году россиянам придется жить не в сказочной инновационной стране президента Медведева, а в стране жесткого бюджетного дефицита министра Кудрина.