Дагестанские банки "нарисовали" себе несуществующих вкладов более чем на 10 млрд рублей
ГБУ РД РГВК "Дагестан"
Дагестанские банки "нарисовали" себе несуществующих вкладов более чем на 10 млрд рублей
 
 
 
Дагестанские банки "нарисовали" себе несуществующих вкладов более чем на 10 млрд рублей
ГБУ РД РГВК "Дагестан"

Беспрецедентное постановление вынес районный суд Махачкалы в рамках уголовного дела о хищениях в особо крупном размере из дагестанского Трансэнергобанка. Были арестованы средства граждан на счетах и во вкладах в нем, но оказалось, что фактически арест наложен на несуществующее имущество.

Как сообщает "Коммерсант", поступление "вкладов" в Трансэнергобанк на сумму 4,8 млрд рублей незадолго до отзыва лицензии было сфальсифицировано его руководством. Арест же понадобился, чтобы исключить возможность фиктивным вкладчикам требовать страхового возмещения от государства (в пределах 700 тысяч рублей).

- Военный судья мог покончить с собой из-за банкротства банка, где хранил деньги

Как следует из материалов дела, нарисованными в Трансэнергобанке были не только вклады на 4,8 млрд рублей, но и кредитный портфель почти на 2 млрд рублей, и касса еще на 3 млрд. Хотя еще на 1 сентября 2012 года валюта баланса Трансэнергобанка составляла всего около 100 млн рублей. И даже хищение денег из кассы, о котором руководство банка заявило в полицию, было таким же ненастоящим, как и сама касса.

Документов, доказывающих существование всех этих активов и пассивов, в банке нет. Зато за пару месяцев до отзыва лицензии без рекламной кампании Трансэнергобанк сумел "привлечь" более 6,5 тысяч новых вкладчиков. Из них больше трети (2270 человек) - в последние два дня своей работы. Правда, по сведениям издания, реальными вкладчиками, имеющими право на возмещение, признаны 89 человек всего на 28,5 млн рублей.

Не исключено, что арест несуществующих вкладов в Трансэнергобанке не последний в своем роде. Так, у лишенного лицензии в январе дагестанского банка "Экспресс" настоящих вкладов оказалось всего на 3,7 из 10 млрд рублей. Остальные "депозиты" были, как и в Трансэнергобанке, "размещены" в несуществующие кредиты, "положены" в отсутствующую кассу, а также "инвестированы" в вымышленные ценные бумаги.

В банке не обнаружено и документов, подтверждающих существование работников: временной администрации не были переданы ни штатное расписание, ни зарплатные ведомости, ни трудовые книжки.

По мнению первого заместителя гендиректора АСВ Валерия Мирошникова, в случае с описанными банками ЦБ и АСВ столкнулись с деятельностью хорошо организованной преступной группировки. В силу специфики региона как одного из самых дотационных там мошенникам проще договориться о рисовке и воровстве - людям надо на что-то жить, а работы нет, зарплаты мизерные, - рассуждает один из банкиров, пожелавший остаться неизвестным. - В такой ситуации даже за мелкие дивиденды бедные слои населения могут подписаться под несуществующими вкладами".

По сведениям газеты, "вкладчикам" некоторых из описанных банков за участие в этой афере было уплачено по 10 тысяч рублей на человека, то есть первоначальные затраты на ее организацию могли составлять десятки миллионов рублей.