Совместная компания группы "Сумма" и Vtti (судоходная структура нефтетрейдера Vitol) - Shtandart TT B.V. подписала соглашение с портом Роттердам о передаче в аренду на 28,5 года земли для строительства нефтеналивного терминала
Reuters
Совместная компания группы "Сумма" и Vtti (судоходная структура нефтетрейдера Vitol) - Shtandart TT B.V. подписала соглашение с портом Роттердам о передаче в аренду на 28,5 года земли для строительства нефтеналивного терминала Стоимость нефти - ее основного экспортного продукта не просто зависит от котировок чужой нефти, но и определяется понижающим дифференциалом
 
 
 
Совместная компания группы "Сумма" и Vtti (судоходная структура нефтетрейдера Vitol) - Shtandart TT B.V. подписала соглашение с портом Роттердам о передаче в аренду на 28,5 года земли для строительства нефтеналивного терминала
Reuters
 
 
 
Стоимость нефти - ее основного экспортного продукта не просто зависит от котировок чужой нефти, но и определяется понижающим дифференциалом
Reuters

Совместная компания группы "Сумма" и Vtti (судоходная структура нефтетрейдера Vitol) - Shtandart TT B.V. подписала соглашение с портом Роттердам о передаче в аренду на 28,5 года земли для строительства нефтеналивного терминала Tank Terminal Europoort West), сообщили "Ведомости".

Планируемый объем перевалки - 50 млн т нефти и 12 млн т светлых нефтепродуктов. Tерминал сможет принимать супертанкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн. Объем инвестиций - до 1 млрд долларов.

Строительство терминала начнется в 2014 году, сообщила "Сумма", ввод в эксплуатацию намечен на 2016 год.

На базе терминала планируется создать площадку для торговли нефтью марки Urals, рассказывал ранее владелец и председатель совета директоров группы "Сумма" Зиявудин Магомедов.

Российская нефть: везти далеко, а стоит дешево

Добывая свыше полумиллиарда тонн нефти ежегодно и соревнуясь с Саудовской Аравией за место глобального лидера по этому показателю, Россия тем не менее не является законодателей мод на мировом нефтяном рынке. Стоимость нефти - ее основного экспортного продукта не просто зависит от котировок чужой нефти, но и определяется понижающим дифференциалом.

Urals оценивалась дешевле, чем Brent, разница в цене за тонну составляла в разные годы до 20 долларов, а общая стоимость российского экспорта нефти за год может терять до 2 млрд долларов. Объем потерь за десятилетие сопоставим с затратами на проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Неудивительно, что восемь лет назад Владимир Путин поставил правительству задачу устранить ценовой дифференциал между Urals и Brent, пишет журнал "Коммерсант Власть".

С подобными проблемами сталкиваются и другие крупнейшие игроки на нефтяном рынке, прежде всего Саудовская Аравия, которая также не имеет столь же раскрученного эталонного сорта нефти, как Brent или WTI.

Отдельная проблема - это исходный параметр, марка Brent, которая является смесью нефти с нескольких месторождений в Северном море. Истощение месторождений вынуждает агентства периодически менять соотношение составляющих Brent. При этом сам объем добычи Brent составляет лишь около 1 млн баррелей в день, тогда как Urals добывается свыше 8 млн.

В этих условиях российская власть попыталась "отвязать" основной продукт национального экспорта от малопрозрачного и подверженного внутренним колебаниям механизма.

Но главной проблемой российской нефти остается ее качество. Российские трубопроводы расходятся сетями по месторождениям, а потом сливаются в единые тысячекилометровые магистрали, поэтому на экспорт идет смесь разных сортов нефти. Некоторые из них, как высокосернистая нефть из Татарстана и Башкирии, снижают общее качество экспортного продукта.

Одним из вариантов решения проблемы может стать физическая торговля Urals на крупной европейской торговой площадке. Наиболее привлекателен в этом плане Роттердам - крупнейший порт Европы, где ежегодно переваливается свыше 100 млн тонн нефти.

С 2011 года нидерландско-малайзийский консорциум VTTI вместе с российской группой "Сумма" работает там над проектом строительства нового нефтеналивного терминала с возможностью хранения свыше 3 млн кубометров нефти и нефтепродуктов. С Россией его будет связывать флот танкеров ледового класса, действующий как "плавучий трубопровод", что позволит европейским потребителям приобретать нефть Urals на условиях поставки FOB Роттердам.

Вместе с тем биржевая торговля российской нефтью противоречит интересам европейской политической и экономической элиты, так что ее противодействие вряд ли внезапно прекратится. Кроме того, негативным фактором является низкая вовлеченность нефтяных компаний, которые при текущей системе экспортных пошлин не заинтересованы что-либо активно менять.

Единственный игрок, для которого продвижение биржевой торговли Urals критически важно, особенно в контексте неминуемого снижения значения газа и падения бюджетных доходов, - это государство, считает издание.