Исполняющий обязанности первого вице-премьера Игорь Шувалов решил передать все принадлежащие его семье активы в управление "слепому трасту". Это гораздо более высокая планка отрешенности от бизнеса, чем того требует от чиновников российское законодательство.
Изменить схему управления активами, заработанными во время занятия бизнесом, Игоря Шувалова заставили публикации в британской газете Financial Times и американском издании The Wall Street Journal, объясняют "Московские новости".
В марте этого года в зарубежных газетах одновременно вышли статьи о приобретении в 2004 году багамской компанией Sevenkey акций "Газпрома" на сумму в 17,7 млн долларов, которые в 2007 году были проданы с прибылью в 80 млн. Sevenkey была создана Шуваловым для управления средствами его семьи, заработанными до ухода в 1997 году в чиновники.
Газеты полагали, что в момент приобретения акций Шувалов, занимая пост в Администрации Президента Владимира Путина, был в курсе предстоящих планов по либерализации рынка акций "Газпрома", которая неминуемо привела бы к росту цен на купленные бумаги.
Ранее, в декабре 2011 года интернет-издание barrons.com утверждало, что в 2007 году тот же фонд Sevenkey участвовал в операциях займа и предоставления средств в кредит с участием компаний Евгения Швидлера - делового партнера Романа Абрамовича - и Алишера Усманова. В результате чего Sevenkey тогда заработал около 70 млн долларов.
Игорь Шувалов не отрицал свою причастность к деятельности Sevenkey. Более того, он утверждал, что наличие у него приличного капитала является залогом его "независимости от различных групп влияния при принятии служебных решений". Не нарушал он и порядка декларирования доходов чиновников и членов их семей, введенного в действие в 2008 году. В последние два года чиновник с женой Ольгой Шуваловой декларируют годовой доход в 370-380 млн рублей.
Но газетные публикации подвигли семейную пару Шуваловых сделать еще один шаг в сторону от управления своими активами. В интервью газете "Ведомости", опубликованном в понедельник, и.о. первого вице-премьера заявил, что они с женой решили передать с 1 июня 2012 года все принадлежащие им средства в управление "слепого траста".
Такой шаг означает, что компания, в руки которой Шуваловы отдадут свои средства, не будет сообщать им о том, куда вложит деньги. Судить об успехе инвестиций чиновник сможет только по сумме полученного годового дохода, при этом ему будет неизвестно, откуда получен этот доход. Шувалов уточнил, что они решили пойти на этот шаг добровольно, "хотя в России закон пока этого не требует".
Управление активами семьи Шуваловых, пояснил источник, близкий к ней, менялось по мере ужесточения российского законодательства в отношении декларирования доходов чиновников. Все активы были собраны в одну компанию, все банковские счета - в один, чтобы их легче было контролировать. Даже в 2000-х годах доверительные лица Шуваловых управляли их активами до определенной суммы самостоятельно, выбирая лишь модель инвестирования - более или менее агрессивную.
"Его стратегия всегда была - ничего не стесняться, все рассказывать, как есть. Если бы у нас были более жесткие законы, он бы и раньше передал средства в слепой траст", - поддерживает решение первого вице-премьера ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Решение семьи Шувалова означает, что высокопоставленный чиновник не собирается уходить со службы после формирования нового правительства, полагает Гуриев.
Как друзья-олигархи влияли на карьеру Игоря Шувалова, а он - на их бизнес
Миллиардеры Олег Бойко, Роман Абрамович, Алишер Усманов и Сулейман Керимов - близкие друзья первого вице-премьера Игоря Шувалова. Первый вице-премьер познакомился с ними еще до того, как они стали олигархами, а он - крупным госчиновником. Шувалов "делал с ними бизнес", когда работал в АЛМ, рассказывает знакомый вице-премьера. "Ведомости" пытаются разобраться, мог ли Шувалов, обладающий несомненными административными возможностями и влиянием, способствовать успеху своих друзей.
"Я никогда не хотел быть чиновником. Я всегда мечтал быть дипломатом. Я и сейчас чувствую себя дипломатом", - рассказывает Шувалов. Он родился на Чукотке в Билибино, куда его родители-москвичи приехали на заработки. Поработав на золотых приисках, в 1970-х годах они вернулись в столицу, и школу Шувалов окончил уже в Москве.
После службы в армии Шувалов стал студентом юридического факультета МГУ. "Ни для кого на курсе не было секретом, что Игорь выбрал себе специализацию "публичное международное право". Это означало, что он собирается работать на государственной службе. Он же у нас убежденный государственник", - рассказывает университетский друг Шувалова, впоследствии фигурант дела ЮКОСа и эмигрант Павел Ивлев.
Сам Шувалов уже тогда не был склонен к аскетизму. "Как человек, выросший в Советском Союзе и в отдалении от Москвы, я всегда хотел, чтобы у меня была большая семья, много детей, просторный дом и хорошая машина", - вспоминает он. Сейчас у семьи Шуваловых не один дом (не только в России), а о роскошном убранстве их жилища в Сколкове ходят легенды.
"За все годы госслужбы я ни разу не допустил нарушения принципа конфликта интересов, - заявляет теперь Шувалов газете. - Моральных норм я не нарушал. Меня закон не обязывает публично рассказывать про структуру своей собственности. Информация об этом есть в налоговых органах, Администрации Президента, Росфинмониторинге... Я никогда не продавал влияние".