Во второй половине дня в среду в Тегеране началась встреча отвечающих за энергетику министров Ирана, Ирака, Катара и Венесуэлы, участники которой, как сообщило иранское агентство Shana, обсуждают вопросы поддержания цен на нефть и стабилизации мирового энергорынка.
В совещании участвуют министр нефти Ирана Бижан Зангане, министр нефти Ирака Адель Абдул Махди, министр энергетики Катара Мохаммед аль Сада и министр нефтяной и горно-рудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино, передает "Интерфакс".
Накануне представители России, Катара, Венесуэлы и Саудовской Аравии в столице Катара Дохе договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января. Последний раз страны ОПЕК координировали уровень добычи более 15 лет назад.
Вопреки ожиданиям, это вызвало не рост нефтяных котировок, а их снижение. Рост цен в среду не смог компенсировать падение накануне. Рынки, таким образом, скептически отреагировали на итоги встречи в Дохе, так как участникам предстоит договориться еще с 10 странами.
Главным условием договоренности остается согласие других стран ОПЕК поддержать данную инициативу. Ключевым игроком в этом вопросе оказался Иран.
В среду Тегеран заявил, что не видит логики в ограничении уровня добычи нефти и не намерен присоединяться к договоренности.
Иранские чиновники, отвечающие за взаимодействие Ирана с ОПЕК, пояснили агентству Reuters, что другие страны наращивали уровень добычи нефти, в то время как Тегеран находился под санкциями Запада. Теперь, когда эти санкции отменены, наращивать уровень добычи намерен сам Иран.
Позднее агентство выяснило, что Ирану могут предложить некие особые условия, чтобы привлечь к соглашению о заморозке добычи нефти.
Источники Reuters не уточнили, в чем могут заключаться особые условия. По мнению самого агентства, это может быть как согласие на ограниченное увеличение добычи Ираном, так и увязка роста производства с будущим восстановлением цен на нефть.
Представитель Ирана в ОПЕК Мехди Асали, в свою очередь, в среду подтвердил, что займет жесткую линию на переговорах об ограничении добычи, которую Иран намерен увеличивать, пока не достигнет досанкционных уровней.
Как сообщалось, на прошлой неделе исполняющий обязанности заместителя министра нефти Ирана Масуд Эсхафани говорил журналистам в Москве, что Иран готов вести переговоры с Россией и Саудовской Аравией, "чтобы найти решение для установления цены на нефть, которая хороша и для потребителей, и производителей".
В то же время он отмечал, что страна сохраняет намерение вернуть свою историческую долю рынка, потерянную за время санкций. По его словам, добыча нефти в Иране прибыльна даже при цене 8 долларов за баррель.
Однако, говорил Эсхафани, наиболее комфортной для инвестиций ценой в ближайшем будущем была бы цена нефти на уровне более 50-60 долларов за баррель.
Иран в январе увеличил добычу на 80 тыс. баррелей в сутки - до 2,99 млн на фоне достижения договоренностей о снятии западных санкций.