Марио Монти и Ангела Меркель
Global Look Press
Марио Монти и Ангела Меркель
 
 
 
Марио Монти и Ангела Меркель
Global Look Press

Лидеры стран еврозоны после ночных переговоров смогли согласовать антикризисное заявление: условия, на которых Испания получит помощь, будут облегчены, европейские антикризисные фонды поддержат рынок суверенных облигаций проблемных стран. Банки будут занимать напрямую из тех же фондов.

На встрече было решено, что постоянный антикризисный фонд ESM будет напрямую помогать банкам проблемных стран, а не передавать сначала деньги правительству каждой страны. Таким образом, должен прекратиться рост госдолга проблемных стран. Однако это соглашение вступит в силу, только когда будет создан общеевропейский банковский регулятор и тем самым сделан первый шаг на пути к банковскому союзу, сообщает "Финмаркет".

Как и просили Испания и Италия, антикризисные фонды смогут покупать облигации проблемных стран, доходность по которым растет. Для этого странам не придется даже подавать официальную просьбу о помощи. Но им придется согласиться на выполнение программы ЕС и МВФ вроде сокращения бюджетных расходов.

Испании и Италии, чтобы добиться уступок Германии по этим злободневным вопросам, пришлось в четверг вечером устроить маленькое восстание. Они заблокировали все договоренности, которые должен был принять саммит, включая Пакт о росте. Ангела Меркель, оставшаяся в одиночестве, сдалась.

"Процесс был жестким, но результат хороший", - прокомментировал ситуацию итальянский премьер Марио Монти.

Но преобладающими являются пессимистические мнения. Распад еврозоны произойдет уже в следующем году. С таким мрачным прогнозом выступила компания Capital Economics. Греция покинет объединение уже в ближайшие шесть месяцев, а потом за ней последуют Португалия, Ирландия, Испания и Италия.

Эксперты считают, что вслед за проблемами еврозоны в рецессию погрузится вся Восточная Европа, падение ВВП региона составит от 2% до 5%. При этом Россия, по мнению специалистов, должна пострадать меньше западных коллег.

Независимый финансово-экономический эксперт Александр Трифонов сказал в эфире "Коммерсант FM", что спад в странах Восточной Европы, за исключением, может быть, России и Польши, будет более глубоким.

А деловая газета The Financial Times, рассуждая о будущем евро, даже предложила задуматься об исторических моментах, когда события, которые казались невероятными, вдруг становятся неизбежными.

Газета приводит отрывок из лекции некого отставного дипломата. "Он поведал, что в 1980-е годы Запад был абсолютно уверен в двух вещах: во-первых, советская система нежизнеспособна, во-вторых, она будет существовать вечно. Услышав эти слова, все присутствующие подумали о евро", - пишет автор.

Еврозона не является "империей, основанной на обреченной экономической системе", цитирует публикацию InoPressa. А ее экономические проблемы вызваны не существованием евро, а кризисом, который был порожден англосаксонской моделью финансового капитализма. Распад еврозоны, в отличие от распада СССР, не затронет национальные идентичности и государственные границы.

И все же газета находит параллели с СССР. Европейские политики и банкиры уверены, что евро сохранится, так как альтернативные сценарии просто немыслимы. "Но и советские руководители думали: если ничего не делать, все останется как есть", - замечает она.