Древняя Боголюбская икона Божьей Матери "тяжело больна", она нуждается в длительном "лечении", методику которого придется создавать заново
pravmir.ru
Древняя Боголюбская икона Божьей Матери "тяжело больна", она нуждается в длительном "лечении", методику которого придется создавать заново
 
 
 
Древняя Боголюбская икона Божьей Матери "тяжело больна", она нуждается в длительном "лечении", методику которого придется создавать заново
pravmir.ru

Древняя Боголюбская икона Божьей Матери "тяжело больна", она нуждается в длительном "лечении", методику которого придется создавать заново. Так охарактеризовал состояние святыни, написанной почти 850 лет назад и находившейся в последние годы в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире, известный искусствовед, заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц. Побывав недавно во Владимире в составе специальной экспертной комиссии Министерства культуры, он сообщил, что икона будет находиться в реставрационных мастерских Владимирского музея, а специалисты-реставраторы из Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) будут постоянно ездить к ней - переезд в Москву сильно пострадавшему памятнику XII в. противопоказан.

Говоря о плачевном состоянии иконы, Лев Лифшиц напомнил в беседе с корреспондентом "Благовест-инфо", что памятник был передан музейщиками в Успенский монастырь в 1993 г., а в 1998 г. для иконы была построена специальная климатическая витрина, которая могла выполнять свою функцию только в сочетании со специальными дефендерами-осушителями. Однако монастырь неоднократно грубо нарушал условия хранения иконы и содержания памятника архитектуры XVI в., о чем подробно говорится в статье генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой. "Дефендеры шумели во время работы и мешали богослужению. Кроме того, они потребляют много электроэнергии, а монастырю нечем было платить – их и не включали", – сетует Лифшиц. В результате икона пропиталась таким количеством влаги, что, по самым осторожным прогнозам реставраторов, она сможет освободиться от нее, "высохнуть", не менее, чем за полгода. Можно ли будет в таких условиях спасти красочный слой, пока не может сказать никто, добавил Лифшиц.

"В монастыре свято верят, что икону "починят" и вернут на место. А если нет – знаете, как они обычно говорят: Бог дал – Бог взял. Как будто Бог нас избавляет от ответственности! Я думаю, что такая психология к христианству не имеет никакого отношения", – сказал собеседник агентства.

Он с горечью заметил, что критическая ситуация с Боголюбской иконой и подобные ей прецеденты с передачей памятников искусства из музеев Церкви напоминает ему библейскую притчу о суде Соломона: кому достанется ребенок – родной матери или приемной? "Кто будет заботиться о его жизни и здоровье? Может, проще его разрубить пополам? Главное – должна быть искренняя любовь к чудотворному образу, а не гонор и гордыня, когда каждый хочет доказать, что икона принадлежит им". "Вообще с самого начала было понятно, что хорошим не кончится", – заключил эксперт.

История Боголюбской иконы

Боголюбская икона Божией Матери является одной из древнейших чудотворных икон России. Она была написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери, напоминает РИА "Новости". Князь Андрей в 1155 году, переселяясь из Вышгорода под Киевом в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии икона была названа Владимирской). Недалеко от Владимира лошади, которые везли киот с чудотворной иконой, остановились и не трогались с места. Князь тогда попросил священника Николая, сопровождавшего его, совершить молебен перед иконой и начал усердно молиться образу. В походном шатре, куда он позже перешел и где продолжал молиться, ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела ее образ, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, который явился в этом время над землей, благословил ее, и видение исчезло.

Князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и образовался монастырь. Потом он призвал иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел ее в явлении - во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.

Когда церковь была построена, благоверный князь перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое и утвердилось в Русской Церкви. Он назвал образовавшийся вокруг обители монастырь и город Боголюбовом. По его словам, "Божия Матерь возлюбила это место". Сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Владимирская икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, позже была перенесена из Боголюбова монастыря в Успенский собор Владимира. Боголюбская икона была оставлена в Боголюбове.