Впервые в истории ПАСЕ с ее трибуны выступил предстоятель крупнейшей российской конфессии
Вести
Впервые в истории ПАСЕ с ее трибуны выступил предстоятель крупнейшей российской конфессии
 
 
 
Впервые в истории ПАСЕ с ее трибуны выступил предстоятель крупнейшей российской конфессии
Вести

Российские и зарубежные СМИ комментируют выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге.

Впервые в истории ПАСЕ с трибуны этой международной организации выступил предстоятель крупнейшей российской конфессии, подчеркивает "Время новостей", отмечая, что главы других Церквей на этом форуме практически не выступали: покойный Папа Римский Иоанн Павел II представлял на ассамблее в Страсбурге государство Ватикан, а не Католическую церковь. Кроме того, это первый визит Алексия II в католическую страну.

Патриарх не стал в открытую напоминать европейцам о том, что упоминание "уникального кода" - христианских ценностей - так и не попало в проект конституции ЕС, хотя на этом и настаивали представители католических Испании и Польши. Однако довольно откровенно намекнул современным европейским политикам о корнях нынешней западной цивилизации.

При этом глава РПЦ отметил, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Этот разрыв выражается в "появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека". Отказ же от моральной оценки действий власти, считает Алексий II, приводит к тому, что социальные проблемы становятся неразрешимыми.

Похожее мнение высказал накануне представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Представитель РПЦ выразил озабоченность тем, что "либеральная мировоззренческая модель" может быть признана единственно легитимной в Евросоюзе - в этом случае, по словам епископа Илариона, "религиозные организации неизбежно окажутся маргинализованными и будут исключены из созидательного процесса". Единственное, в чем иерархи русской церкви солидаризировались с представителями западной либеральной общественности, так это в вопросах отношения к смертной казни. Алексий II подчеркнул, что "Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех проявлениях, будь это во чреве матери или за преступление".

По мнению предстоятеля РПЦ, недостаточное знание основ религии становится питательной почвой для экстремизма и терроризма, "в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами". Поэтому людям необходимо иметь возможность приобщиться к знанию о религиозных традициях - своей и чужих. А базовые знания о религии, как подчеркнул патриарх, можно получить в общедоступной школе - это создаст предпосылки для "мирной совместной жизни".

Но с некоторыми явлениями общественной жизни церковь мириться не намерена. Отвечая на вопрос европейских парламентариев об отношении РПЦ к секс-меньшинствам и гей-парадам, Алексий II был категоричен: "Когда настойчиво пытались провести в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это пропаганда и реклама греха... Почему же клептоманию никто не афиширует, а гомосексуализм афишируют проведением гей-парадов?" Но, примирительно заметил Патриарх, Церковь, ненавидя грех, с состраданием относится к людям, подверженным грехам, не исключая и гомосексуалистов.

В поле зрения британской The Daily Telegraph (полный текст на сайте InoPressa.ru) попало приведенное Патриархом неожиданное сравнение, касающееся геев.

"Гомосексуализм – это что-то вроде клептомании, он является болезнью, заявил предстоятель РПЦ. Патриарх предостерег депутатов Совета Европы, что цивилизации угрожает расхождение между христианской моралью и правами человека, отстаивание которых используется для оправдания морального упадка.

"Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека", – сказал он.

Патриарх отметил при этом, что бороться нужно против греха, а не против грешников, однако заявил, что пренебрежение библейским моральным учением угрожает положению Европы в мире.

Вместе с тем глава РПЦ подчеркнул, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. "Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного выбора личности", – приводит британская газета слова Алексия II.

"Российская газета" отмечает, что Патриарх впервые выступал перед депутатами ПАСЕ и отвечал на их вопросы так, как это делают государственные деятели высокого ранга. Дело в том, что Русская православная церковь - первая и единственная из конфессий, которая присутствует в Совете Европы как государство. В 2005 году она по распоряжению Патриарха открыла при нем свое представительство для постоянного и регулярного диалога. Результатом двухгодичного сотрудничества и явилось приглашение председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом предстоятеля РПЦ к выступлению на сессии. Формат выступления Патриарха в ПАСЕ - небольшая речь и ответы на вопросы.

"Сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость", - выделяет "Российская газета" слова Патриарха. Подрастающее поколение, по его мнению, должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.

Патриарх подчеркнул, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. "Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере", - подчеркнул Алексий II.

В ответ на просьбу одного из депутатов ПАСЕ прокомментировать собственное отношение к смертной казни, Патриарх заявил: "Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех проявлениях, будь это во чреве матери или за преступление".

"Коммерсант" в репортажной манере описывает приезд Алексия II на сессию ПАСЕ и предшествовавшие этому события возле дворца в Страсбурге: "Вчерашнее утро для группы сотрудников ФСО России началось со встречи с группой чеченцев-демонстрантов. И те и другие сделали вид, что друг друга не заметили. Первые сопровождали кортеж Патриарха Алексия II, приехавшего к Дворцу Совета Европы. Вторые держали флаг Ичкерии и портреты Джохара Дудаева, Зелимхана Яндарбиева и Аслана Масхадова. Четыре раза в год они пикетируют сессии ПАСЕ, требуя от делегатов обсудить ситуацию в Чечне. Они, видимо, даже не подозревали, что пикетируют кортеж Алексия II. Зато сотрудники ФСО и свита Патриарха остались уверены, что чеченцы вознамерились навредить святейшему".

У порога Дворца Совета Европы Алексия II встречал Рене ван дер Линден. Он был очень возбужден, поскольку Патриарх стал первым религиозным лидером, приглашенным для выступления в ПАСЕ именно в этом качестве. Патриарх тоже, видимо, был взволнован - поездкой в Страсбург он начал первый в своей жизни официальный визит в Западную Европу, отмечает "Коммерсант".

Российская делегация к приезду Патриарха подготовилась тщательно: встречать его вышли почти все. Однако процессия с Патриархом и господином ван дер Линденом прошла мимо.

Представляя Патриарха депутатам, Рене ван дер Линден заявил, что тот "разделяет приверженность СЕ основным правам". Однако Алексий II уже в первые минуты своей речи поправил его. Главная мысль Патриарха заключалась в том, что мораль и нравственность важнее, чем права человека. "Сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека",- грозно зачитывал патриарх.

"Делегаты кивали, пытаясь вникнуть в перевод, а святейший продолжал наступление на само понятие прав человека. "Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком - не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом", приводит "Коммерсант" слова предстоятеля РПЦ.

Было запланировано, что после речи Патриарха представители каждой из пяти фракций ПАСЕ зададут ему по одному вопросу. Однако потом путем несложных аппаратных ходов российская делегация сумела сделать так, чтобы у недружественных элементов было как можно меньше шансов потревожить святейшего, отмечает газета. Оказалось, что вопросы от трех фракций должны задавать именно россияне: от фракции социалистов - Леонид Слуцкий, от группы европейских демократов - "единоросс" Михаил Маргелов, а от "Объединенных левых" - коммунист Сергей Собко. В двух оставшихся фракциях (Альянсе либералов и демократов и Группе народников) россиян, к сожалению, не оказалось. И именно вопросы от этих двух фракций оказались самыми скандальными.

"Бельгиец Люк ван ден Бранде поинтересовался, не притесняет ли РПЦ другие конфессии в России, а также спросил об отношении Патриарха к смертной казни. Алексий II к этим вопросам был, видимо, готов (ответы он зачитывал по бумажке) и заверил, что РПЦ дружит и взаимодействует со всеми конфессиями, а также выступает против убийства во всех его проявлениях: будь то аборт или смертная казнь. Затем к микрофону подошел лорд Рассел-Джонстон - давний недруг российской делегации и традиционный критик России по Чечне. Он заявил, что ПАСЕ создавалась в традициях толерантности, в том числе и к сексуальным меньшинствам, и призвал Патриарха к ответу за борьбу РПЦ с гей-парадами.

Алексий II хоть и отвечал по бумажке, но страстно и эмоционально. Он сказал, что церковь любит грешников, пусть даже и ненавидя их грехи, коими она считает и гомосексуализм, и "супружескую неверность, безответственные половые связи и сексуальную эксплуатацию женщин". "Не надо заставлять молчать меня, когда я называю грехом то, что является грехом в слове Божьем",- горячился он. Некоторые делегаты начали постукивать ладонями по столам, видимо, в знак несогласия.

В ответ на параллель "гомосексуализм - клептомания" и выраженное Патриархом отношение к гей-парадам в зале раздались аплодисменты: российские делегаты усердствовали, остальные демонстративно воздержались, пишет Коммерсант".

Комментируя речь Патриарха, газета "Новые известия" пишет, что о "выступлении Алексия II в Страсбурге СМИ судили и рядили давно, практически с того дня, когда стало известно о визите предстоятеля РПЦ во Францию. Журналисты гадали, выступит патриарх в роли доброго проповедника или грозного обличителя. Еще в апреле он приоткрыл завесу тайны: "Я буду говорить о тех ценностях христианских, которые, к сожалению, утрачиваются Западной Европой, когда пропагандируется грех".

Тезисы выступления можно было угадать и в ответах на вопросы французских журналистов, с которыми Патриарх встретился перед поездкой, пишет газета. В интервью, опубликованном в журнале La Vie, он, в частности, сказал: "У нас, воспитанных в лоне православной христианской традиции, есть свой взгляд на многие проблемы современности, и без его учета трудно говорить о созидании действительно общеевропейского сотрудничества". При этом Алексий II счел нужным подчеркнуть: "Церковь не вмешивается в политическую жизнь". Тем не менее выступление Патриарха в ПАСЕ трактовалось именно как выступление политика высокого ранга. Le Figaro во вчерашней статье назвала РПЦ "единственным стабильным институтом в нестабильной России", - отмечают "Новые Известия". Манера важных выступлений Святейшего всегда очень обтекаемая и неагрессивная – как у политиков-тяжеловесов. Да и в основу сценария этой его встречи с парламентариями лег протокол, написанный для глав государств, подчеркивает газета.

"Ожидания слушателей в целом оправдались. Выступление Патриарха, длившееся около 20 минут, было всецело посвящено моральным оценкам явлений современности. Начав с упоминания о том, что европейская цивилизация формировалась как христианская, Алексий II завершил свою речь несогласием с тем, что сегодня религия изгоняется из публичного пространства. "Настало время признать, – подчеркнул он, – что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере".

Пожалуй, наиболее острыми для западного слуха в выступлении патриарха были его замечания о восторжествовавшей в Европе новой религии – политкорректности.

Хотя Патриарх вполне политкорректно обошелся без упоминаний о гей-парадах, абортах, эвтаназии и марихуане, парламентарии прекрасно поняли, что он имел в виду. И чувствовали себя в эти 20 минут примерно так же, как школьники на уроке "Основ православной культуры". Стоявший перед ними старец вызывал уважение, но явно залетел сюда если не с другой планеты, то из какого-то совсем другого времени", - замечает автор публикации в "Новых Известиях".

"Россия не выполняет обязательства перед СЕ, но Патриарх Алексий учит Европу нравственности", - с таким подзаголовком вышел сегодня в "Газете GZT.ru" материал, в котором затрагивается вчерашнее выступление предстоятеля РПЦ в Страсбурге.

"Россия - главный ответчик в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), но ее сотрудничество с судом неудовлетворительно. К таким выводам пришли депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы. Они приняли вчера резолюцию, которая требует от государств "сотрудничества на всех этапах процедуры". Резолюция ужесточает и без того критичный доклад кипрского парламентария Христоса Пургуридиса "Выполнение странами - членами Совета Европы своих обязательств перед Страсбургским судом по правам человека", составленный им еще в феврале, но обретший вчера дополнения, содержащие бескомпромиссные требования сотрудничества с судом.

Самые вопиющие правонарушения, по данным ПАСЕ, происходят на Северном Кавказе. Вместе с тем на сессии выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который рассказал Европе о нравственности и свободе", - пишет "Газета GZT.ru".

Как отмечает издание, Алексий II на правозащитные темы не выступал. Свой доклад он начал с того, что назвал европейский континент "нашим общим домом" и одобрительно отозвался о новых попытках СЕ наладить контакты со всеми религиозными общинами. В качестве важной темы для межрелигиозного диалога Патриарх назвал проблемы антропологии. Развивать их он не стал, но указал, что именно взгляд на человека вызывает "острые дискуссии и порой даже противостояние между религиозными традициями и светским гуманизмом".