По словам председателя общины Святого Климента в Севастополе Валерия Ястрембського, католики Крыма подчиняются непосредственно Папе Римскому Франциску
Global Look Press
По словам председателя общины Святого Климента в Севастополе Валерия Ястрембського, католики Крыма подчиняются непосредственно Папе Римскому Франциску
 
 
 
По словам председателя общины Святого Климента в Севастополе Валерия Ястрембського, католики Крыма подчиняются непосредственно Папе Римскому Франциску
Global Look Press

В Крыму начался процесс перерегистрации религиозных общин в соответствии с российским законодательством. Практика показала, что эта процедура проходит сложнее, чем считалось ранее. Изначально планировалось завершить регистрацию к началу 2015 года, потом этот срок продлили до 1 марта, а в конечном итоге, похоже, принято решение пролонгировать процесс до конца декабря, сообщает в среду "НГ-Религии", ссылаясь на пояснение председателя совета Российской ассоциации религиозной свободы Александра Кудрявцева. "В конце февраля состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о свободе совести Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте России, на котором были единодушно приняты рекомендации продлить перерегистрацию", - сказал он.

Как отмечает газета, сложно понять логику, в соответствии с которой рассматриваются запросы на регистрацию. Трудности связаны с проблемой прежних украинских реалий, в том числе государственной политики Украины в отношении многих религиозных общин, оказавшихся незарегистрированными на полуострове.

Юридические сложности испытывают полтора десятка крымских католических приходов. Первым из них попытался получить регистрацию в Минюсте приход Святого Климента в Севастополе. Однако в процессе рассмотрения этого дела выявились системные проблемы, связанные с особенностями католической юрисдикции в новых субъектах Российской Федерации. Местные приходы в украинские времена относились к Одесско-Симферопольскому диоцезу (епископству) с центром в Одессе, который, в свою очередь, входит в состав Конференции католических епископов Украины. Крымские приходы объединены в викариатство в составе Одесско-Симферопольского диоцеза.

В последнее время католические круги пытаются всячески убедить российские власти в том, что Ватикан предпринял некоторые изменения в юрисдикции полуострова. Как уже сообщалось, 11 февраля интервью "Сибирской католической газете" дал епископ Яцек Пыль, управляющий викариатством в составе Одесско-Симферопольского диоцеза, в который входят крымские католические приходы. Он рассказал о некоем компромиссе, который предложил Ватикан российской стороне в ответ на скорейшую регистрацию приходов. "Дело сдвинулось после того, как 22 декабря (2014 года) Ватикан назначил меня делегатом для душепастырского округа Римско-католической церкви в Крыму и городе федерального значения Севастополе", - сообщил епископ, уточнив, что это - "форма договоренности между Ватиканом и Российской Федерацией". "Мы, как и прежде, остаемся в составе Одесско-Симферопольской епархии, этот округ создан для административных целей, чтобы Церковь могла здесь зарегистрировать свои приходы и существовать в новом государстве, в Российской Федерации", - сказал он.

Газета связалась по телефону с Валерием Ястрембським, председателем общины Святого Климента в Севастополе, которая первой из римо-католических приходов подала заявку на перерегистрацию. В течение всего разговора Ястрембський подчеркивал, что католики полуострова, в том числе и его община, входят в состав особого "пастырского округа". На вопрос, подчиняется ли этот округ в конечном счете ординарию в Одессе, председатель общины ответил отрицательно. По его словам, католики Крыма подчиняются непосредственно Папе Римскому Франциску. Однако на вопрос о существовании какого-либо документа, подтверждающего это решение Ватикана, религиозный деятель из Севастополя не смог дать однозначный ответ.

Со своей стороны, источники "НГ-Религии" в Риме также сообщают о тех обещаниях, которые дает Святой престол. Согласно этим сведениям, апостольская столица действительно намерена вывести "пастырский округ" Крыма, о котором говорят местные католики, из состава украинского диоцеза и перевести под прямое папское правление. Проблема в том, что эти обещания даются на словах и никак не закреплены в договоре или какой-то иной юридической форме. Учредительные документы, которые католические общины подают в Минюст, по некоторым сведениям, вообще не содержат никаких указаний на юрисдикцию или каноническое подчинение указанных общин.

"Когда местная община перерегистрируется, она должна привести свои документы в соответствие с российским законодательством, например представить подтверждение от вышестоящей религиозной организации, - поясняет Александр Кудрявцев. - Они определяют, кто под Украиной, кто создает свои объединения". От католиков ждут определенности в вопросе прямого подчинения Папе Римскому.

Как отмечает газета, если бы Ватикан реально образовал независимый от Одессы округ, это бы де-факто означало признание Ватиканом российского суверенитета над Крымом и Севастополем, что было бы чрезвычайно полезно в условиях международной изоляции нашей страны. Однако пока этот процесс идет по принципу "утром деньги - вечером стулья". Возможно, стоило бы сначала дождаться от Святого престола специального декрета на этот счет, а затем приступать к регистрации приходов, которые затем образуют независимую от Украины централизованную организацию.

Стоит отметить, что при представлении документов в органы власти от католических общин ожидают четкого указания принадлежности к пастырскому округу, непосредственно подчиняющемуся Папе Римскому. Иначе создается двусмысленная ситуация. Многие российские политологи опасаются, что ныне по умолчанию подразумевается каноническая принадлежность общин в Крыму к украинскому диоцезу, и это составляет проблему для российского суверенитета.

Эти опасения тем более обоснованны, что высказывания некоторых католических иерархов либо дают повод усомниться в декабрьском решении Папы, о котором упоминает епископ Пыль, либо имеют целью оказать давление на понтифика. Так, папский нунций на Украине архиепископ Томас Галликсон в недавнем интервью итальянской газете La Stampa в очередной раз обратился к Святому престолу с просьбой осудить присоединение Крыма к России как незаконное покушение на территориальную целостность соседнего государства.

На Ватикан оказывают давление также греко-католики Украины, которые располагают примерно таким же числом приходов в Крыму, что и римо-католики. Правозащитник и вице-ректор Украинского католического университета во Львове Мирослав Маринович опубликовал статью на сайте Религиозно-информационной службы Украины, в которой упрекает Ватикан в том, что тот отдает предпочтение отношениям с РПЦ перед интересами Украины.

Проблемы с подчинением украинским объединениям свойственны не только римо-католикам Крыма. Ситуация с их единоверцами восточного обряда еще более сложная, что признает в своем интервью епископ Яцек Пыль. Здесь российские власти, по его словам, пошли по аналогичному пути: сначала зарегистрировать отдельные общины, а потом те должны объединиться в особый Крымский экзархат, который опять же обещает создать Ватикан. "Нас, римо-католиков, воспринимают иначе, потому что мы зарегистрированы в России, все нормально, - замечает епископ. - На них же смотрят по-другому в связи с тем, что украинские греко-католики сильно засветились на Майдане, во всей этой ситуации в конфликте с Россией (как они считают). Поэтому знаю, что зарегистрироваться им будет непросто, но они будут пытаться это сделать".

Думается, на католических общинах проблемы перерегистрации в Крыму и Севастополе не закончатся. Здесь представлены такие движения, как свидетели Иеговы (37 юрлиц), Киевский патриархат (45), Украинская автокефальная православная церковь (10), множество протестантских деноминаций, в том числе баптисты (69), и др., многие из которых канонически связаны с заграничными религиозными центрами. Палитра религиозной жизни в Крыму очень пестрая. Всего в двух новых субъектах Российской Федерации примерно полторы тысячи общин и процесс их легитимации может оказаться очень долгим, заключает "НГ-Религии".