В одном из залов историко-археологического музея-заповедника священнослужители древнейшего тибетского монастыря-университета "Дрепунг Гоманг" начали строить мандалу
Архив NEWSru.com
В одном из залов историко-археологического музея-заповедника священнослужители древнейшего тибетского монастыря-университета "Дрепунг Гоманг" начали строить мандалу
 
 
 
В одном из залов историко-археологического музея-заповедника священнослужители древнейшего тибетского монастыря-университета "Дрепунг Гоманг" начали строить мандалу
Архив NEWSru.com

Тибетские монахи представили накануне посетителям историко-археологического музея-заповедника в Краснодаре таинство, которое охранялось от взоров людей сотни лет. В одном из залов музея они начали ритуал построения композиции из песка - мандалы.

"Песочная мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, "карта космоса", - пояснил агентству ИТАР-ТАСС Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Построение мандалы - одна из изюминок выставки "Тибет - крыша мира", которая накануне открылась в Краснодарском музее. Проект "Тибет - крыша мира" осуществлен при поддержке главного буддийского храма Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни" и фонда "Сохраним Тибет" (Москва). Он пройдет с 15 по 20 апреля. Участники проекта - тибетские монахи древнейшего монастыря-университета "Дрепунг Гоманг".

Примерно 20 лет назад ритуал построения мандалы стал культурным достоянием тибетцев. Его вынесли на всеобщее обозрение. Раньше увидеть это таинство не мог никто. Решение разрешить тибетским монахам строить песочные мандалы на Западе было принято Далай-ламой XIV.

Строя мандалы, тибетские монахи могут рассказать людям о своей уникальной культуре. Местом для проведения ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы. Материалом для мандал служит не природный речной песок, как часто полагают, а измельченная горная порода. В Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками.

Создание мандалы начинается с церемонии открытия. Монахи освящают место, в котором намерены построить ее, через чтение мантр, сопровождаемое флейтами, барабанами и другими музыкальными инструментами. Затем на деревянную платформу наносится схема мандалы. В следующие дни накладываются цвета.

"Песок" льется на платформу из узкой металлической трубки, называемой чакпур, которую трут другим чакпуром, создавая достаточную вибрацию для зерен "песка", чтобы они могли просачиваться через тонкий конец. Два чакпура символизируют союз мудрости и сострадания.

В Краснодаре ритуал проходит в честь божества Зеленая Тара. Он олицетворяет активность, материнскую любовь и сострадание. Создавать мандалу монахи будут на протяжении пяти дней. После того, как цветок приобретет совершенную форму, его разрушат. По мнению монахов, в нашей жизни все не вечно...

"Я считаю, что буддисты сделали очень важный шаг, когда они позволили открыть это тайное учение миру, такого рода практики способствуют кооперации всех национальностей", - сказал Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, как экспонат, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы - особый ритуал, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего.