Папа Римский Франциск
Global Look Press
Папа Римский Франциск
 
 
 
Папа Римский Франциск
Global Look Press

Папа Римский Франциск дал интервью, которое наблюдатели называют "беспрецедентным. Порвав с обычаем римских пап не оставаться наедине с прессой, понтифик трижды встретился в августе с главным редактором итальянского иезуитского журнала Civilta cattolica священником Антонио Спадаро. Интервью, ставшее плодом этих бесед, было накануне одновременно опубликовано 16-ю иезуитскими журналами Европы и Америки, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на Kipa-Apic.

По первым отзывам, беседа с Антонио Спадаро скорее походит на доверительный разговор единомышленников, чем на официальное интервью. Стиль беседы очень прост, ясен, она лишена каких-либо красивых фигур речи.

В одном месте, например, Франциск признается: "Могу о себе сказать, что я, пожалуй, немного хитрец, умею маневрировать, но при этом во мне есть простодушие". При этом, отмечают ватиканисты, внешняя простота соседствует с подлинной глубиной мысли.

Папа рассказывает о своем пути в рядах Общества Иисуса, с восхищением говоря об этой монашеской конгрегации. Он рассказывает о своем стиле руководства, в котором особую роль играет умение слышать других. Говоря о Церкви, он ставит особый акцент на том, что она должна быть открытой для всех – начиная с "социально раненых". Понтифик рассказывает и о своих художественных вкусах и, конечно, о взаимоотношениях Бога с человеком.

Агентство "Благовест-инфо" приводит выдержки из этой беседы.

Говоря о папских апартаментах в Апостольском дворце, понтифик подчеркнул, что они не роскошны. "Они старинные, отделанные с большим вкусом, но вовсе не роскошные". При этом, добавил папа, в этих просторных помещениях очень мало людей, доступ туда строго ограничен. "А я не могу жить без людей – мне нужно общаться с другими".

Отвечая, почему он решил вступить в орден иезуитов, Франциск сказал: "Три вещи поразили меня в Ордене: миссионерский характер, дух общинности и дисциплина. Это даже забавно, потому что с детства я был недисциплинированным. Но их дисциплина, их манера распоряжаться временем меня поистине поразила!"

Важнейшее в иезуитской духовности для папы Франциска – рассудительность. святой Игнатий Лойола - основатель Ордена, проработал эту тему наиболее глубоко. Для него (св. Игнатия) это оружие, с помощью которого можно лучше познать Господа и следовать Его путем. Но чтобы обрести этот дар, нужно время. "Многие считают, что перемены и реформы можно осуществить за короткий промежуток времени, - сказал папа. – Напротив, я считаю, что для того, чтобы заложить основы по-настоящему эффективных перемен, требуется время".

Вспоминая о том, как в 36 лет он стал провинциалом иезуитов в Аргентине, Франциск признался, что по молодости принимал решения решительно, ни с кем не советуясь. "При этом, - добавил папа, - если я поручал кому-то какое-то задание, я полностью верил этому человеку. И чтоб я отверг его, нужно было, чтобы он совершил совсем уж тяжелую ошибку". Но стиль руководства отца Бергольо на этом этапе нынешний папа Бергольо характеризует как "авторитарный" и в целом ошибочный.

"С годами я научился многому. Господь научил меня – через мои ошибки и мои грехи, -- рассказывает далее папа. – И поэтому, уже будучи архиепископом Буэнос-Айресским, я стал дважды в месяц созывать моих шестерых викарных епископов, а несколько раз в год – совет священников и выслушивать их. Мы обсуждали те или иные вопросы, причем обсуждение было совершенно открытым. Это помогло мне принимать более правильные решения. Сегодня некоторые говорят мне: "Не надо так много консультироваться, принимайте решения!" Нет, я уверен, что консультации очень нужны".

Церковь для папы – это дом для всех, а не маленькая часовня, в которой могут собираться лишь немногие избранные. "Церковь – это Мать, Церковь плодовита, и она должна быть таковой. Когда я узнаю о недостойном поведении служителей Церкви – священников, монахов или монахинь, – в первую очередь мне приходит в голову, что это либо "ожесточившийся целибат", либо "старая дева". Они не являются отцами и матерями, они неспособны дать другим жизнь".

"Структурные и организационные реформы в Церкви вторичны, - убежден понтифик. Первая реформа должна коснуться образа жизни. Служители Евангелия должны быть способны согреть сердца других людей, вести с ними диалог и идти вместе с ними по их пути. Народ Божий желает пастырей, а не функционеров или госслужащих".

Миссия Церкви, считает папа, не должна становиться беспорядочным навязыванием доктрин – она должна быть, прежде всего, направлена на то, чтобы в сердцах людей возгорелся огонь – как это было с двумя апостолами по пути в Эммаус: "Проповедь Евангелия должна быть проще, глубже и лучезарнее".

Говоря о подразделениях Римской курии, понтифик подчеркнул, что они призваны служить папе и епископам: они должны помогать местным церквам, или национальным епископским конференциям. "Это вспомогательные органы. Но в некоторых случаях, когда их роль истолковывается превратно, они рискуют превратиться в органы цензуры".

Согласившись с тем, что в Церкви нужно расширить служение женщин, папа Франциск в то же время отметил: "Чего я боюсь, так это "мачизма в юбке". Женщина устроена иначе, чем мужчина. Но те споры о роли женщины в Церкви, которые я слышу, часто вдохновлены идеологией мачо. Женщины поднимают вопросы, на которые мы не можем не отвечать. Церковь не может обойтись без женщин и той роли, которую они играют".

Говоря о Втором Ватиканском соборе, папа отметил, что соборный подход к чтению Евангелия, подразумевающий одновременно актуализацию Благой Вести, "необратим".

Неприятие Франциска вызывают оборонительные тенденции в современном христианстве, когда, ссылаясь на угрозы со стороны "варварского" мира, члены Церкви пытаются замкнуться в узких рамках. "Нет, - уверен понтифик, - Бог присутствует в современном мире".

Папа глубоко уверен: "Бог присутствует в жизни каждого человека. Даже если эта жизнь разрушена пороками, наркотиками или чем-то еще, Бог присутствует в ней. Нужно искать Его в каждой человеческой жизни. Даже если жизнь человека подобна полю, поросшему терниями и плевелами, все равно найдется участок, на котором можно посеять доброе зерно. Нужно доверять Богу".

Как отмечает в своей информации портал "Интерфакс-Религия", в ходе интервью призвал духовенство уделять больше времени встречам с простыми людьми и проповеди Евангелия.

"Мы вынуждены найти новый баланс, иначе даже моральная доктрина Церкви, похоже, рухнет, как карточный домик. Народ Божий хочет пастырей, а не духовенства, действующего как бюрократы или правительственные чиновники", - приводит слова понтифика портал.

Некоторые католики, сказал Папа, упрекают его в том, что он не делает особого акцента на таких вопросах, как аборты, контрацепция и однополые браки. В ответ он отметил, что не видит необходимости постоянно обсуждать их, поскольку христианское учение ясно отражает позицию по этим вопросам.

Отвечая на вопрос об отношении к проблеме гомосексуализма, Папа Франциск повторил слова, сказанные им по окончании его поездки в Бразилию в июле этого года: "Кто я такой, чтобы судить?"

Он также высказал критические замечания в отношении себя самого. "Я - грешник", - сказал папа Римский.

Отвечая на вопрос о своем любимом фильме, папа назвал "Дорогу" Феллини. "Я охотно отождествляю себя с этим фильмом, в котором есть скрытые намеки на св. Франциска Ассизского". Папа Франциск упомянул также, что является поклонником творчества Федора Достоевского.

С просьбой дать интервью обратились к папе Франциску участники встречи главных редакторов европейских и американских иезуитских журналов, состоявшейся в июне этого года в Лиссабоне. Именно главные редакторы и подготовили вопросы, сообщает "Благовест-инфо".

Ответы понтифика были опубликованы одновременно следующими изданиями: "La Civiltà Cattolica" (Италия), "Etudes" (Франция), "Stimmen der Zeit" (Германия), "Choisir" (Швейцария), "Streven" (Бельгия), "Mensaje" (Чили), "Obnovljeni život" (Хорватия), "Razon y fe" (Испания), "America" (США), "Thinking Faith" (Великобритания), "Orizontes" (Греция), "A Szív" (Венгрия), "Brotéria" (Португалия), "Viera a život" (Словакия), "Signum" (Швеция) и "Sic" (Венесуэла).