Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России
Архив NEWSru.com
Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России
 
 
 
Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России
Архив NEWSru.com

В Конституцию России могут включить идею об особой роли православия для страны.

Этот вопрос поднимался на прошедшем в Госдуме заседании межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей, сообщает в пятницу портал "Интерфакс-Религия" со ссылкой на информацию пресс-службы Государственной думы.

"Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России", - сказано в пресс-релизе.

В заседании участвовали, помимо депутатов, представители Русской церкви, общественные деятели.

Между тем Slon.ru публикует в пятницу высказывания некоторых участников заседания межфракционной комиссии.

Так, например, инициативу Мизулиной прокомментировал председательОтдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин. Из высказываний священника следовало понять, что авторство идеи о внесении в преамбулу Конституции темы православия принадлежит отнюдь не Церкви, а общественным активистам.

"Я сам об этой идее узнал относительно недавно, буквально только в среду увидел тот текст, с которым эта группа общественных деятелей выступает. Предложение безусловно вызовет дискуссию, достаточно оживленную и эмоциональную. Ну пусть дискуссия разворачивается. Я считаю, что любые предложения стоит обсуждать. Известно, что многие люди в обществе относятся критически к тем идеологемам, которые доминировали в начале 90-х годов, когда в ускоренном темпе принималась нынешняя Конституция, и новые идеологемы могут оказаться близкими нашему обществу. Стоит сегодня всерьез спросить друг друга, в том числе в рамках самых серьезных дискуссий", - приводит Slon.ru слова Чаплина.

Священник не уточнил имена упомянутых им общественных деятелей и не стал раскрывать детали инициативы, предложив почитать выступление главы Конституционного суда Валерия Зорькина на недавно состоявшемся в Москве XVII Всемирном Русском народном соборе и касавшегося формулировок Основного закона.

Там председатель КС заявил, в частности: "Изначально в проекции этой преамбулы предполагалось сказать еще и об исторической роли православия в формировании российской культурной общности. Но эти слова были вычеркнуты, подобно тому, как из документов, призванных построить объединенную Европу, исчезли первоначально содержавшиеся строки о христианских истоках европейской культуры".

Зорькин подчеркнул тогда, что говорит не о религиозной идентичности, а об идентичности культурной - и, следовательно, распознаваемой в государственно-правовом контексте.

Чаплин тем не менее уточнил, что речь пока идет о дискуссии, которая никаких юридических последствий не имеет. Отвечая на вопрос портала, почему речь об этом зашла именно сейчас, он сказал: "Общественная мысль не стоит на месте. Никаких импульсов по крайней мере Церковь не давала. Я узнал об этом два дня назад. Но было бы странно отрицать право людей на те или иные новации".

Как отмечает Slon.ru, Всеволод Чаплин ссылается на итоговый текст обращения к президенту и главам Верхней и Нижней палаты Федерального Собрания РФ с призывом закрепить в Конституции Российской Федерации особую роль православия. Этот документ появился в ходе конференции "Триумф и крушение империи: уроки истории", состоявшейся в Москве 10 ноября. В процессе обсуждения участники конференции одобрили решение о создании рабочей группы на базе Российского института стратегических исследований (РИСИ), задачей которой должно стать обобщение предложений и выводов, сделанных в ходе конференции и одобренных собравшимися, которые призваны раскрыть роль православия в истории России и "объясняют причины расцвета российской государственности во время правления великой династии Романовых".

В приводимом на портале Slon.ru тексте документа говорится: "Мы вместе с миллионами сограждан, празднующих в этом году 1025-летие Крещения Руси, обращаемся к президенту России В.В. Путину, председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко и председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации с призывом закрепить в Конституции Российской Федерации особую роль православия".

Подписались под документом: председатель Общественной организации "Романовский юбилей" К.В. Малофеев, директор РИСИ, генерал-лейтенант Л.П. Решетников, советник директора РИСИ доктор исторических наук А.Н. Боханов, и доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО М.А.Исаев.

На прошлой неделе о все той же дискуссии вокруг статьи 13 Конституции, в которой говорится о том, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной", упомянул полномочный представитель Совета Федерации в КС РФ Алексей Александров. В интервью Slon.ru он заявил, что "должна быть обязательно государственно-правовая идеология, которая проводит в жизнь все конституционно-правовые принципы и ценности".

Если предложение Мизулиной выльется в законопроект, то профильной структурой Госдумы, в которой он будет обсуждаться станет Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.

Замглавы этого комитета Вадим Соловьев заявил между тем, что "сейчас самые различные группы населения, общественные деятели и политики активно муссируют тему изменений в Конституции". По его словам, которые приводит Slon.ru, "власть дает сигнал, что надо ее менять". "Нынешняя Конституция под нее - власть, не подходит: слишком демократичная, свободная, защищает права человека. Приходится каждый раз что-то придумывать, чтобы Конституции обходить. Вот и начинается различное обсуждение, вбрасывание в общественное мнение этих разговоров", - заявил Соловьев.

"Судя по общей линии, которая проводится, администрация через разные общественные институты вбрасывает эту идею в общество. Несмотря на разговоры, что надо Конституцию сохранять и так далее, наверняка ведется работа специалистов в этом плане. И потихоньку готовится почва, чтобы на каком-то этапе сказать: "Меняем Конституцию?" - полагает Соловьев.

Отметим, что роль православия как государственной религии отмечена в Основном законе таких стран, как Греция, Грузия, Болгария, Македония и Финляндия. В финской конституции статус православной Церкви аналогичен лютеранской, отмечает "Свободная энциклопедия".

Наиболее развернутая характеристика православия дана в статье 3 конституции Греции:

1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.

2. Существующий в определенных районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.

В 9-й статье конституции Грузии записано: что "государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость Церкви от государства".

Согласно болгарской конституции, принятой в 1991 году, восточное православие является "традиционной" религией страны.