Дочь первого президента России Татьяна Дьяченко, занимавшая при Ельцине пост его советника и имевшая свой кабинет в Кремле, дала большое интервью мужскому журналу "Медведь". Таких публичных общений со СМИ журналист издания насчитал всего два - программе "Герой дня" на телеканале НТВ в 1997 году и журналу "Огонёк" сразу после ухода Ельцина со своего поста 31 декабря 1999 года.
В свежем, третьем по счету интервью Дьяченко поделилась многим - от воспоминаний детства и юности до подробностей нынешней жизни - своей и семьи. Она также прокомментировала слухи о собственности, якобы наворованной за годы пребывания у власти, о связях с Борисом Березовским, о появлении Владимира Путина и некоторые другие щекотливые темы.
О собственности
"Кто найдет любой мой дом, замок, виллу во Франции, Англии, Германии, а также в любой части света, любые мои акции - "Сибнефти", "Лукойла", "Газпрома" и что там еще мне приписывали, мои миллиардные счета в швейцарских, английских и прочих банках, мой самолет или мою яхту - может все это забрать себе, - заявила Татьяна Дьяченко. - Нет этого ничего. И не было".
Сообщения о том, будто вся ее семья живет в Лондоне, она назвала мифом: "Когда сочиняли это вранье, идея была примерно такая: наворовали народного добра, теперь сидят с деньгами за границей. Тем более, такие усердные ребята - Коржаков, Хинштейн и прочие писатели-чекисты, они все это так подробно живописали".
По словам дочери Ельцина, у нее нет не только никаких квартир, домов и замков в Англии, Франции, Швейцарии и других странах, но и нет недвижимости в элитных поселках Подмосковья, в частности, на Николиной горе. "Ушаты историй про Семью, украденные миллиарды, кредитные карточки" и так далее, стали сочиняться "талантливейшими людьми" накануне предвыборной кампании 2000 года, когда стало ясно, что Ельцин "не поддержит тандем Примаков-Лужков", вспоминает Дьяченко.
На вопрос о секретном семейном доме на Сардинии, где, по некоторым сведениям Ельцин сломал в свое время шейку бедра, Татьяна ответила, что он был там по приглашению бизнесмена Алишера Усманова - человека с "щедрым и добрым сердцем".
О Березовском и прочих олигархах
С Борисом Березовским, с именем которого тесно связаны годы правления Ельцина, его дочь не дружила, но много общалась. Особенно - в предвыборную кампанию 1996 года. Она охарактеризовала его как "умного, неординарного человека", который "всегда приходил в штаб с новыми парадоксальными идеями".
Для достижения своих целей в духе Березовского было "тихо организовать масштабную хитроумную комбинацию" с привлечением влиятельных лиц. Так было, например, с его назначением исполнительным секретарем СНГ. Сама же Татьяна Дьяченко, а также Валентин Юмашев (ныне ее муж, а тогда руководитель президентской администрации) и тогдашний премьер-министр Сергей Кириенко, по словам дочери президента, уговаривали Ельцина не назначать Березовского, причем в присутствии последнего. Однако тот все равно принял решение в пользу Березовского - не мог пойти против мнения лидеров СНГ, рассказывает Татьяна.
Другом же своим она назвала Романа Абрамовича - "умного, талантливого, яркого человека, на редкость порядочного и верного". "Его, настоящего, а не того, о ком пишут всякую ерунду, мало кто знает, - говорит Дьяченко. - Он из тех редких бизнесменов, которые не боятся передавать полномочия своей команде. Мне кажется, поэтому он смог добиться таких успехов в бизнесе".
Говоря о нынешних бизнесменах, которых в России привычно называют олигархами, она указала, что неправильно противопоставлять бизнес и общество. "Телевидение, газеты рисовали и продолжают рисовать образ жадного, тупого, думающего только о деньгах хапуги, который обворовывает простых людей, норовит все деньги отправить на Запад. Конечно, такие тоже есть. Но если мы хотим, чтобы талантливые, активные люди добивались успеха, кстати, тем самым принося пользу и государству, надо активно поддерживать тех, кто занимается в стране бизнесом", - подчеркнула она.
Многих знакомых бизнесменов Дьяченко считает "яркими, талантливыми, энергичными людьми", которые "думают об интересах страны, о ее будущем больше, чем некоторые наши чиновники", и "честно платят налоги". В доказательство объективности своих суждений она привела пример "врага": "Тот же Гусинский… Я считаю, он замечательный бизнесмен". Его телеканал НТВ был "образцом профессионализма", а "НТВ Плюс" - "одним из самых интересных проектов".
Татьяна Дьяченко отрицает, что, будучи в Кремле, подписывала указы в пользу Березовского и других олигархов. Она прокомментировала это так же, как слухи собственности: "Пусть мне покажут хотя бы один документ, подписанный президентом в пользу Березовского, Абрамовича или кого-то еще. С моей помощью или без. Нет ни одного такого документа".
"Все, что когда бы то ни было получили Березовский или Абрамович: "Сибнефть", "Аэрофлот", ОРТ (Общественное российское телевидение) - решения об этом, во-первых, были завизированы правительством, а во-вторых, были приняты в 1994-м и 1995 годах. Мне тогда только в страшном сне Кремль, политика или выборы могли присниться. А что Березовский или Абрамович на свете существуют, я вообще не знала", - заявляет она.
О назначении Путина
На вопрос о том, почему преемником Ельцин выбрал именно Владимира Путина, Дьяченко ответила, что тот покорил "точностью формулировок, четкостью, лаконичностью". Он "быстро и оперативно снимал самые острые ситуации", был эффективен. "Папа хотел видеть следующим президентом человека другого поколения, молодого, новой формации. Это первое. И второе: человека с сильным, твердым характером, способного брать ответственность на себя", - сказала дочь первого президента.
Потом, когда Путин действительно им стал, Ельцина, по ее словам, многие вещи стали смущать и раздражать. Например, возвращение мелодии советского гимна. "Но он понимал, что у нового президента свое понимание, что нужно стране, людям, и считал, что это неизбежно и правильно, когда у президента своя позиция".
О неприкосновенности президента и его семьи
Дьяченко также отвергла мнение о том, что Семья выбрала Путина, потому что он гарантировал безопасность Ельцина и его близких. Дочь утверждает, что тема безопасности семьи отца вообще не волновала: он такой проблемы просто не видел. "Если бы он об этом задумывался, он бы оставил премьером Виктора Степановича Черномырдина, человека безгранично порядочного и верного".
(Отметим, бывший премьер РФ, а ныне оппозиционер Михаил Касьянов в своей книге "Без Путина", напротив, пишет, что Ельцин серьезно беспокоился за свою семью и не позволял себе критиковать некоторые антидемократические и неконституционные решения Путина именно потому, что не хотел доставлять проблем своим родственникам в настоящем и будущем. Это совпадает с еще ранее высказанным мнением ТВ-эксперта Ирены Лесневской - прим. NEWSru.com.)
Что же касается закона о неприкосновенности президента и членов его семьи, который вышел чуть ли не на следующий день после отставки Ельцина, Татьяна призвала "войти в интернет и почитать" его. "Написан он не для Ельцина, он касается всех президентов, которые были и будут в России. Там нет ни слова о гарантиях неприкосновенности членам семьи".
"Закон защищает президента, который руководит страной и которому иногда приходится принимать очень тяжелые решения, например вводить войска при чрезвычайном положении, объявлять войну. Чтобы президент не зависел от будущей политической конъюнктуры, которая, как показывает российский опыт, после ухода лидера страны часто меняется", - поясняет она.
"То есть, например, Дмитрий Анатольевич Медведев никогда не будет привлечен к уголовной ответственности за решение ввести российские войска в Южную Осетию. И так же папа и Владимир Владимирович Путин по этому закону не могут быть привлечены к уголовной ответственности за решение ввести войска в Чечню, - рассуждает она. - А вот если президент что-то украл, если взял и оформил на своего родственника какую-то собственность - то пожалуйста, никакой неприкосновенности".
О любви и сексе
Отвечая на вопросы корреспондента издания, касающиеся ее личной жизни, Татьяна Дьяченко, сохранившая фамилию своего второго мужа, рассказала, что все родные, близкие и знакомые были искренне удивлены ее третьему браку с Валентином Юмашевым.
"Я думал, что ты выйдешь за бизнесмена, а ты... за Валентина", - вспоминает она слова Бориса Ельцина, когда он узнал о готовящейся свадьбе. - "Но Валю папа любил, очень хорошо к нему относился и, когда увидел, что у нас это все серьезно, конечно, радовался за меня и за нас обоих".
Татьяна вспоминает, что с Юмашевым вначале их связывали деловые отношения, затем дружеские: "Мы восемь лет жили в одном доме на Осенней улице. Наши дети дружили, мы общались семьями. Еще ближе подружились во время предвыборной кампании 1996 года. Иногда проводили вместе по 12 часов в сутки. Я с мужем столько не общалась, сколько с ним... Если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что я выйду за Валю замуж, я бы не поверила".
Но однажды, как это всегда и бывает - "однажды, совершенно неожиданно, Валя меня поцеловал. Ничего этого не предвещало. Просто взял подошел и поцеловал. Долго и по-настоящему. Я чуть не упала со стула от неожиданности. И вот что-то как будто переключилось во мне, я посмотрела на Валю другими глазами и влюбилась так, как не влюблялась в 18 лет. И до сих пор хожу влюбленная...".
Эта часть интервью, посвященная близким отношениям мужчины и женщины, несколько выделяется из общего контекста. Дочь первого президента России Татьяна Дьяченко, которой на поприще политики приписывают укрощение "огня, воды и медных труб", открывается для публики с неожиданной стороны: "Помните сказку про спящую принцессу и поцелуй? Вот тот Валин поцелуй как будто разбудил меня, раскрепостил. Я и думать не могла, что в моем возрасте возможна такая страсть. Что отношения с мужчиной могут доставлять такое удовольствие. Что секс — это так важно, замечательно, волшебно, без него жизнь пресная и скучная. Просто невозможная. И Машка (младшая дочь Дьяченко - прим.ред. NEWSru.com) получилась у нас такая славная, потому что она ребенок сумасшедшей любви".
Теперь, через восемь лет после свадьбы, "казалось бы, все должно стать поспокойнее". "Но мы так же не можем быть друг без друга. Мы все делаем вместе... Не было ни одного отпуска, чтобы мы провели его отдельно. Вместе занимаемся спортом: Валя играет в теннис, а я специально подгадываю, чтобы в это время бегать по дорожке или крутить велосипед. Я могу даже на него не смотреть, слушать музыку или аудиокнигу, но мне приятно и радостно, что он рядом", - говорит Татьяна.