Сторонники лейтенанта Сергея Аракчеева распространили в интернете его обращение к президенту России: офицер, осужденный на 15 лет по обвинению в убийстве мирных граждан в Чечне, просит гаранта Конституции РФ разобраться в его деле.
Как передает передает РИА "Новый регион", аудиозапись обращения, сопровожденного в видеоролике фотографиями, была записана в рамках интервью газете "Московский комсомолец" 10 июня 2010 года.
Лейтенант обратился "с конкретной задачей и просьбой - разобраться в моем деле, в деле, сфабрикованном в отношении меня". 28-летний Аракчеев пересказал историю своего дела, заключив, что "до сих пор я не знаю, в чем же я виновен, кого же я убил, при каких обстоятельствах и за что меня покарало мое же отечество". Лейтенант попросил президента поучаствовать в его судьбе, так как надеется на его отзывчивость, на "верность отечеству и своему народу". Он не теряет надежду на объективность и законность в отношении его дела.
Кроме того, лейтенант заявил о готовности пройти исследование на детекторе лжи. Он также выразил готовность предстать перед новой коллегией присяжных: "пусть новая коллегия будет из одних только граждан Чеченской Республики. Это будет еще лучше, они лучше других почувствуют ложь, потому что они как никто другой понимают тогдашнюю ситуацию".
В защиту офицеров, как в случае с "делом Буданова", не раз выступали националисты, играющие на убежденности чеченской стороны в виновности Аракчеева. Но адвокатом лейтенанта является член КПРФ Дмитрий Аграновский, участвующей в инициативе по созданию сайта "Дело Аракчеева", на котором любой желающий может поставить подпись под обращением к президенту. На данный момент под обращением к президенту он-лайн подписалось свыше 8 тыс. человек.
Более того, представитель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов также высказал сомнение. "Доказать вину Аракчеева в тех условиях, в которых было совершено и расследовалось преступление, было бы очень тяжело", - считает Черкасов.
Напомним, дело лейтенантов Аракчеева и Худякова дважды рассматривала коллегия присяжных. Дважды присяжные выступали на стороне обвиняемых, признавай их невиновными.
Летом 2004 года офицеры были оправданы на основании вердикта присяжных. Однако Верховный суд РФ отменил оправдательный вердикт, удовлетворив протест Генеральной прокуратуры и жалобу родственников погибших. Такое решение было принято по протесту военной прокуратуры.
5 мая 2006 года военная коллегия Верховного суда во второй раз отменила оправдательный приговор Худякову и Аракчееву и направила дело на новое рассмотрение в Северо-Кавказский окружной военный суд.
Третий процесс проходил уже без присяжных, решение выносилось одним судьей, что по мнению сторонников обвиняемых, является грубым нарушением их прав.
В 2007 году Худяков и Аракчеев были приговорены к 17 и 15 годам лишения свободы. В августе 2008 года Верховный суд РФ оставил приговор в силе.
При этом офицеры были лишены воинских званий, а Аракчеев - и имеющейся у него государственной награды. Он был взят под стражу в зале суда. Худяков не явился на процесс и был осужден заочно. В январе 2010 года Евгений Худяков был объявлен в федеральный розыск.
По версии следстви, 15 января 2003 года офицеры внутренних войск - старший лейтенант Евгений Худяков и лейтенант Сергей Аракчеев с бойцами - на месте гибели командира разведроты поминали товарища. Тогда же произошла первая трагедия этого дня: неосторожным выстрелом один боец смертельно ранил другого.
Потом два офицера, словно обезумев, метались в окрестностях Грозного на двух БТР, напали на "Волгу", похитили ее водителя, остановили "КамАЗ", троих мужчин, находившихся в кабине, уложили на землю и расстреляли. Трупы отволокли в кустарник, а "КамАЗ" взорвали тротиловой шашкой.
Похищенного водителя военные якобы привезли в свою часть, избили, прострелили ногу, после чего отвезли на место похищения и оставили на дороге.
В результате обоих обвинили в совершении убийства, похищении человека, разбое, умышленном повреждении имущества и превышении служебных полномочий. При этом следствие утверждало: оба лейтенанта действовали “из корыстных побуждений и по мотивам межнациональной розни”.
При эмто похищенный водитель "КамАЗа" никого из нападавших не опознал. Ни одного свидетельства “межнациональной розни” в деле нет. Вскрытия погибших не проводилось. Следствие признается в этом открыто и прямо: “В связи с тем, что по мусульманским обычаям вскрытие умерших не предусмотрено...”.
При осмотре трупов на их одежде не было обнаружено следов огнестрельных повреждений, а немедленно после обнаружения одежду сожгли. Ходатайство защиты о проведении полноценных экспертиз суд отклонил.
Между тем в суде были оглашены пять заключений баллистических экспертиз, из которых следует, что все гильзы и пули, найденные на месте происшествия, не имеют никакого отношения ни к оружию лейтенантов, ни к оружию бойцов.
Дважды Военная коллегия Верховного суда отменяла вердикт присяжных. Оба раза - по формальным обстоятельствам.
Первый раз профессиональные судьи отменили оправдательный приговор в связи тем, в состав присяжных были включены граждане из списков на 2003 год, что противоречит закону. Причем внимание на это обстоятельство государственное обвинение обратило только после вынесения по делу оправдательного приговора.
Второй раз Военная коллегия отменила оправдательный приговор на том основании, что в Чеченской Республике не были сформированы суды присяжных.
27 декабря 2007 года судья Северо-Кавказского окружного военного суда В.Е.Цыбульник признал дважды оправданного лейтенанта виновным и осудил его на 15 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.