Следственный комитет при МВД России проводит предварительное расследование по обвинению управляющего директора фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера (на фото) и партнера инвестфонда Ивана Черкасова в уклонении от уплаты налогов
lawandorderinrussia.org
Следственный комитет при МВД России проводит предварительное расследование по обвинению управляющего директора фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера (на фото) и партнера инвестфонда Ивана Черкасова в уклонении от уплаты налогов
 
 
 
Следственный комитет при МВД России проводит предварительное расследование по обвинению управляющего директора фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера (на фото) и партнера инвестфонда Ивана Черкасова в уклонении от уплаты налогов
lawandorderinrussia.org

Следственный комитет при МВД России проводит предварительное расследование по обвинению управляющего директора фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера и партнера инвестфонда Ивана Черкасова в уклонении от уплаты налогов, передает "Интерфакс". Между тем, как заявили радио "Эхо Москвы" в фонде, Черкасов уже несколько лет живет в Великобритании и возвращаться в Россию не намерен.

СК МВД обвиняет Ивана Черкасова в уклонении от уплаты налогов на сумму более 2 млрд рублей. В сообщении СК говорится, что "следствие проводит необходимые следственные действия по установлению места нахождения Черкасова, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет".

При этом следователи признают, что не могут вызвать Черкасова на допрос - он "более трех лет скрывается от органов предварительного следствия и, достоверно зная об уголовном преследовании, уклоняется от явки по вызовам следователя". Поэтому суд будет решать вопрос о его аресте заочно.

Напомним, что обвинения Ульияму Браудеру и Ивану Черкасову были заочно предъявлены еще в 2008 году. Правда тогда им инкриминировали в два раза большую сумму - 4 млрд рублей. Отметим, что 37-летний юрист фонда Cергей Магнитский, которого также обвиняли в уклонении от уплаты налоов, умер в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. СКП РФ возбудил по факту смерти Магнитского уголовное дело по ст. 124 (неоказание помощи больному) и ст. 293 (халатность) УК РФ.

Тогда же отмечалось, что Черкасов покинул Россию еще летом 2007 года, вскоре после того, как следствие провело первые обыски в Hermitage Capital и связанных с ним структурах, а Браудер не появлялся в России с 2005 года - тогда по не обнародованной до сих пор причине была аннулирована его российская виза. Тем не менее, в 2008 году следствие объявило обоих в федеральный розыск и собиралось обратиться в суды с ходатайством об их заочном аресте. Это необходимо для объявления в международный розыск.

Как утверждает следствие, установить участие Черкасова в уклонении от уплаты налогов удалось в ходе расследования дела ООО "Камея", которое первым попало в поле зрения милиционеров еще в мае 2007 года. Эта фирма по документам была учреждена ООО "Байкал-М" и кипрским офшором "Жода лимитед". В России, по данным следствия, эта компания занималась скупкой акций стратегических российских эмитентов ("Газпром", "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и др.).

Приобретать напрямую акции "Газпрома" до 2006 года компаниям, в которых иностранцам принадлежало более 51%, запрещалось. После либерализации рынка в 2006 году единственным учредителем ООО "Камея" стал кипрский офшор, по указанию которого, как считает следствие, "Камея" перепродала все свои активы российских эмитентов другой кипрской компании - "Гиггс интерпрайзес лимитед". Полученные за акции деньги ООО "Камея" выплатило в виде дивидендов своему учредителю "Жода лимитед". С этой операции в бюджет РФ было выплачено всего 5% налога, утверждает следствие.

Как считают сотрудники МВД, ООО "Камея" должно было заплатить от 15 до 24% налогов. По межправительственному договору об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром налог по ставке 5% действительно применяется. Но только в том случае, если операция носит характер международного сотрудничества, а иностранная компания, принимающая в ней участие, не имеет на территории России постоянно действующего офиса.

В схеме участвовало 20 подставных фирм

Милиционеры утверждают, что за сделкой по продаже акций, принадлежавших ООО "Камея", стоял фонд Hermitage Capital, имеющий постоянный офис в Москве. По словам оперативников, "фактическим руководителем ООО "Камея", ООО "Байкал-М", а также управляющим с правом финансовой подписи "Жода лимитед" и "Гиггс интерпрайзес лимитед" был один и тот же человек - управляющий московского филиала Hermitage Capital Иван Черкасов".

По той же схеме, по данным следствия, действовало и еще около 20 различных ООО в Москве, Калмыкии, Читинской области, Бурятии и других российских регионах. Однако, как считают в правоохранительных органах, к их созданию или приобретению имел отношение уже глава Hermitage Capital Уильям Браудер.

По данным "Коммерсанта", адвокаты, привлеченные фондом Hermitage Capital к защите интересов в России, обжаловали в суде сам факт возбуждения уголовных дел. В Тверском районном и Московском городском судах они пытались доказать, что все налоговые претензии как к ООО "Камея", так и Hermitage Capital неправомерны. При этом они ссылались на акты проверок указанных компаний налоговыми службами, которые не предъявляли им никаких претензий.

Когда жалобы были отклонены судами, адвокаты обратились в московскую городскую и генеральную прокуратуры, обращая внимание надзорных органов на то, что обыск в Hermitage Capital, в ходе которого были изъяты оргтехника и документы, является незаконным, поскольку, по их мнению, инвестиционный фонд никак не связан с компанией "Камея", в отношении которой изначально велось следствие.

Получив очередной отказ, защитники выдвинули версию, что преследование топ-менеджеров Hermitage Capital может быть связано с политикой, а именно с известным охлаждением в отношениях между Россией и Британией. Следствие политическую составляющую в этих делах отвергает.

Как сообщалось ранее, в начале этого десятилетия, когда фонд Браудера имел одну из самых высоких прибылей в мире, Браудер был сторонником экономической политики президента Владимира Путина. Он также был известным защитником прав акционеров в России, часто бросая вызов тому, что считал неэффективным управлением или коррупцией во влиятельных компаниях, таких как газовый гигант "Газпром".

После того как в ноябре 2005 года ему отказали во въезде в Россию, Браудер работал из Лондона, и Hermitage, управляющий 3,2 млрд долларов, расширил свои горизонты на развивающиеся рынки вне России.