В последнее время в средствах массовой информации часто обсуждается тема возможного пересмотра положения Конституции РФ, согласно которому гражданин не может избираться на пост президента более двух раз подряд. И вот, наконец, Кремль нашел самый удобный способ остаться у власти для Владимира Путина после окончания второго президентского срока — это создание нового государства, на которое российская Конституция уже распространяться не будет. В Кремле начали обсуждать новый для политических аналитиков расклад - слияние России и Казахстана, в результате которого может быть образовано государство площадью 88% от территории Советского Союза, пишет журнал "Финанс".
Идея создания единого государства с Белоруссией надежд не оправдала. В частности из-за личности белорусского президента. Александр Лукашенко много раз доказывал свою неадекватность в деловых вопросах, его не пускают в Европу, а в деле роста белорусской экономики никаких успехов он не достиг. Партнерство с таким лидером Западу не понравится, а к мнению Запада Кремль прислушивается. Кроме того, Александр Лукашенко не тот человек, который готов расстаться с реальной властью. То есть свадебногенеральская должность вице-президента его не устроит. У главного белоруса в объединенном государстве премьерские амбиции. Но кто ж ему даст рулить правительством?
Другое дело Казахстан. Это достаточно либеральная для Азии страна, имеющая кредитный рейтинг на уровне российского и положительное сальдо внешней торговли. Казахстан, конечно, плохо сопоставим с Россией по масштабам экономики: по ВВП (43 млрд долларов) он уступает почти в 20 раз, а по численности населения (15 млн человек) - почти в 10 раз.
- Казахстан не готов жертвовать собой, ради спасения одного режима
- В Госдуме считают это объединение "политической экзотикой"
- Россия получит энергоресурсы Казахстана
Тем логичнее, как пишет "Финанс", уйти под опеку "большого брата", решив за его счет часть внутренних и внешних проблем. Но 4 декабря состоятся выборы Назарбаева на новый президентский срок. В Казахстане срок этот большой - семь лет. Реальных конкурентов нет. То есть до 2013 года нынешний президент, которому сейчас 65, может возглавлять суверенную державу. Зачем менять такой завидный статус на место второго лица в другой стране, пусть и на порядок более крупной?
В нормальных условиях смысла никакого нет. Но Нурсултан Назарбаев нажил себе много врагов и под боком имеет пример революции в Киргизии, где очень похожий на него по многим параметрам Аскар Акаев оказался свергнут за несколько дней. А близкие к нему предприниматели потеряли бизнес. "Курировать" Казахстан в должности вице-президента союзного государства будет куда безопаснее.
Связи между Россией и Казахстаном быстро крепнут. Владимир Путин встречается с Нурсултаном Назарбаевым гораздо чаще, чем с другими коллегами. Только в последние месяцы: 8 апреля, 17 мая, 2 июня, 6 июля, 27 августа. 6-7 октября - новая встреча.
На прошлой неделе Михаил Фрадков назначил советником министра финансов экс-президента Номос-банка Игоря Финогенова. В этой должности банкир займется созданием Евразийского банка развития, в капитал которого Россия внесет 1 млрд долл., а Казахстан - 500 млн долларов.
С другой стороны, наращивают свое влияние в стране недалекие от Кремля "Роснефть" и "Лукойл". Вице-президент последнего Леонид Федун, например, заявил о вероятном выкупе "Лукойлом" 50-процентной доли в СП "Тургай Петролеум". "Лукойл" и так обладает 50% этого СП, но получил опцион на оставшийся пакет после того, как китайская CNPC купила второго акционера "Тургай Петролеум" - компанию PetroKazakhstan.
Как отмечает издание, у казахов есть две интересные поговорки: "В один котел два барана не поместятся" и "Два дурака не составят аула". Но мусульманина Нурсултана Назарбаева и православного Владимира Путина глупыми политиками назвать нельзя. И если все-таки российский президент сочтет необходимым сохранить личную власть (а его в этом будут убеждать), "казахский вариант" может оказаться наиболее приемлемым. Говорят, Нурсултан Назарбаев уже согласен на должность вице-президента, отмечает издание "Финанс".
Казахстан не готов жертвовать собой, ради спасения одного режима
Впрочем, бывший посол Казахстана в России Алтынбек Сарсенбаев считает, что народ Казахстана не только не готов к такому объединению, но даже не собирается обсуждать этот вопрос ради спасения одного режима.
"Попытки искусственно усилить интеграцию России и Казахстана могут привести к осложнению ситуации внутри Казахстана и во взаимоотношениях с Россией", - такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сопредседатель демократической партии Казахстана "Настоящий "Ак жол" Алтынбек Сарсенбаев.
"Торопиться и двигаться по таким скороспелым проектам не стоит, - заметил Сарсенбаев. - Надо налаживать нормальную интеграцию, особенно в сфере экономики и гуманитарных отношений, чтобы люди чувствовали, что страны находятся в близких отношениях, являются стратегическими партнерами".
"Казахский народ не готов даже обсуждать такую идею: ради спасения одного режима в Казахстане сдать независимость, - заметил Сарсенбаев. - Независимость Казахстана начиналась с Назарбаевым, но не заканчивается с ним. Это понятие более широкое, чем судьба одного режима в Казахстане".
В Госдуме считают объединение России и Казахстана "политической экзотикой"
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил, что не считает возможным серьезно комментировать появившиеся в СМИ предположения о возможности создания единого государства на базе России и Казахстана, избрания Владимира Путина президентом, а Нурсултана Назарбаева вице-президентом этого государства. Отвечая на вопросы журналистов, Морозов заметил, что различные варианты создания "каких-то союзных структур обсуждаются не один год".
Причем речь идет как об объединении России с Белоруссией, так и с Казахстаном, и даже с Арменией, сказал первый вице-спикер. В то же время, заявил он, "это пока из области политической экзотики".
Морозов считает, что такая тема не может обсуждаться в конструктивном ключе до тех пор, пока неясен вопрос, есть ли действительно серьезная инициатива в этом направлении с обеих сторон.
Казахстан занимает второе место после России среди государств СНГ по добыче нефти. Неудивительно, что в последнее время эта республика вызывает огромный интерес, главным образом, у российских нефтяных компаний. В отличие от России, чьи экспортные возможности упираются в ограничения трубопроводной системы, Казахстан планирует утроить поставки сырья до 3 миллионов баррелей в день к 2015 году.
Казахстан - надежный "запасной аэродром", обеспеченный богатыми ресурсами нефти, а также ориентированной на экспорт металлургией. И уже сейчас нефтяные ресурсы республики переходят под контроль России.
С начала года особенно бурную деятельность в Казахстане развернул "Лукойл". Накануне "Лукойл" объявил о крупнейшем в своей истории приобретении. Компания собралась потратить 2 млрд долларов на поглощение Nelson Resources Ltd, добывающей нефть в этой республике.
Аналитик "Атона" Стивен Дашевский в интервью Financial Times сказал, что цена оправдана благоприятным налоговым режимом в Казахстане, что позволяет компаниям поддерживать высокую доходность на уровне до 80 процентов, по сравнению с примерно 35 процентами в России.
Предложение о покупке Nelson – уже третья в этом году попытка "Лукойла" приобрести активы в Каспийском регионе. Ранее компания вела переговоры о возможности приобретения работающей в Туркмении Dragon Oil и работающей в Казахстане Petrokazakhstan. В обоих случаях дело не дошло до финальных предложений. Основные акционеры Dragon Oil отказались обсуждать продажу компании, а Petrokazakhstan получила очень выгодное предложение от китайской CNPC, и ожидается, что ее акционеры одобрят сделку на собрании 18 октября.
Летом нынешнего года "Роснефть" подписала соглашение о разделе продукции с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана по месторождению Курмангазы, расположенному в казахской части Каспийского моря. По данным СМИ, решение о подписании СРП по Курмангазы было принято на самом высшем уровне в рекордные сроки - буквально за полторы недели.
В сентябре сообщалось о том, что переговоры в Казахстане вела и "Сибнефть", тогда принадлевшая Роману Абрамовичу, а ныне переходящая под контроль "Газпрома". "Ведомости" сообщали о том, что управляющая компания губернатора Чукотки Millhouse Capital ведет переговоры о покупке небольшой компании BMB Munai. В июне 2004 года BMB Munai консолидировала 100% казахской Emir Oil, разрабатывающей месторождения Аксаз - Долинное - Эмир, в 50 километрах от нефтеналивного порта в Актау, на Каспии.
Формально многие отрасли казахской промышленности принадлежат иностранцам. Казахстан охотно передает в управление зарубежным инвесторам отдельные предприятия и целые отрасли. Две трети всей промышленности республики, в том числе свинцово-цинковая, медная, золотодобывающая, урановая, энергетика, передано иностранцам с правом последующего выкупа. Однако на деле ситуация с владельцами не столь однозначна. Например, по данным "Коммерсанта", реальными владельцами контрольного пакета акций Nelson Resources являются акционеры двух крупных казахских ФПГ – Казкоммерцбанка и Народного банка Казахстана. При этом старшими партнерами по Nelson являются главные акционеры Нарбанка – бизнесмен Тимур Кулибаев и его жена Динара (средняя дочь президента Казахстана Нурсултана Назарбаева).
Согласно данным на конец 2004 года, опубликованным компанией BP, Казахстану принадлежит 3,3% мировых залежей нефти". Американская корпорация Chevron планирует удвоить количество своей рабочей силы до 4 тысяч человек и дополнительно инвестировать 3 миллиарда долларов с целью увеличить в пять раз нефтедобычу в стране до 2025 года.