Юрий Болдырев, бывший руководитель Контрольного управления администрации президента РФ, рассказал о том, как в 1992 году проводились проверки по "докладу Салье", в котором звучали обвинения в коррупции и хищении средств в адрес Владимира Путина в его бытность заместителем первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Путин и Собчак тогда отделались невнятными объяснительными, рассказал Болдырев в эфире радио "Свобода".
После проверок, которые неоднократно переносились из-за загрузки ведомства, выяснились факты, требующие подробных объяснений, - тогда мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак был вызван в Москву. Болдырев подчеркнул, что администрация Петербурга на месте отказалась давать разъяснения.
В результате Собчак приехал в Москву, но не один, а практически со всеми своими заместителями, в числе которых находился и Владимир Путин. Они в течение нескольких часов в письменной форме давали объяснения по фактам из "доклада Салье", по результатам которых сам Болдырев составил отчет Ельцину. Впоследствии документы были переданы в представительства главы государства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Тогда в ходе проверки или же после ее завершения, однако до приезда Собчака и Путина в Москву, вспоминает Болдырев, стало известно, что решено предоставить комитету по внешним связям (КВС) мэрии Петербурга особые права по вывозу сырья на экспорт. Согласно этому документу, пролоббированному питерским руководством, КВС не должен был специально согласовывать экспорт сырья с федеральными органами.
Болдырев рассказал, что в официальной форме просил тогдашнего министра внешнеэкономических связей Петра Авена не предоставлять особых полномочий КВС до окончания проверки. Обосновал он это тем, что выявлены факты, которые не получили достойного объяснения и могут стать поводом к возбуждению уголовного дела. Однако Авен эту просьбу проигнорировал и специальные права КВС предоставил.
Всю историю с питерскими проверками в период своей работы в Контрольном управлении Болдырев называет рядовой и отмечает, что хотя выявленные нарушения и были серьезными, но не более радикальными, чем в других субъектах федерации. Получение прав на вывоз стратегических металлов в обмен на продовольствие, которое потом не поставлялось, Болдырев назвал стандартной для того периода вещью и массовым явлением.
По его мнению, депутаты петербургского заксобрания должны сейчас запросить документы проверок начала 1990-х, чтобы установить окончательно, были ли основания для привлечения к ответственности, и только после этого говорить о присуждении Собчаку звания почетного гражданина.
Сохранились ли соответствующие документы и не являются ли они секретными, Болдырев достоверно не знает. Он руководил Контрольным управлением до начала марта 1993 года, после чего ведомство было упразднено и восстановлено уже в новом статусе, "весьма трагикомичном". С апреля того же года руководителем Контрольного управления был назначен Алексей Илюшенко, а контролировать это ведомство призван был контрольно-наблюдательный совет, в который, по словам Болдырева, вошли именно те, кого контролировали: губернаторы, министры и так далее.
В 1996-1998 годах Контрольное управление возглавляли Алексей Кудрин и Владимир Путин. Как подчеркнул Болдырев, если они руководили честно (а сомневаться в этом оснований он не видит), то все документы проверок должны быть на месте. Он отметил, что даже если некоторые бумаги были засекречены, что теоретически возможно, то для этого существует процедура рассекречивания в судебном порядке.
В конце концов независимый внутренний контроль перестал быть нужен Ельцину, говорит бывший руководитель Контрольного управления, и в конечном счете его не стало после переворота в сентябре 1993 года.
Болдырев, как и Марина Салье, поставил под вопрос некоторые вещи, сказанные о Собчаке в фильме "Анатолий Собчак. 10 лет спустя". Он отметил, что заявления о нападках на тогдашнего мэра Петербурга со стороны СМИ были не вполне адекватны.
В качестве примера Болдырев рассказал, что за 1994-1995 годы, когда он был одним из двух представителей Петербурга в Совете Федерации, ему ни разу не была предоставлена возможность выступать в прямом эфире петербургского телевидения. Когда же такой случай выпал, однако уже после завершения работы в Совете Федерации, ведущие, по словам Болдырева, перебивали его и не давали говорить.
Он подчеркнул, что не стоит говорить сейчас о нападках на Анатолия Собчака, однако нужно пересмотреть ряд нерешенных вопросов, прежде чем присуждать ему звание почетного гражданина Петербурга.