Два судна, прошедшие мимо тонувшего на волжском водохранилище теплохода "Булгария" и не оказавшие ему помощи, - это сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский-66", установили журналисты. После того, как министр транспорта пригрозил их капитанам суровым наказанием, а СКР завел уголовное дело, выяснилось, каким образом командир одного из судов объяснил свое странное поведение во время кораблекрушения. По его словам, разворачивать или отцеплять баржи было бы слишком долго, и он с согласия капитана пришедшей на помощь "Арабеллы" не стал ничего делать.
10 июля буксир "Дунайский-66", принадлежащий казанской компании "Основа - Строительные ресурсы", вел две баржи по Куйбышевскому водохранилищу и прошел мимо уже затонувшей "Булгарии". Газета "Известия" опубликовала рапорт капитана буксира, в котором он утверждает, что готов был прийти на помощь, просто это не понадобилось.
"Судно действительно проходило пункт Сюкеево в 14:30 по московскому времени с грузовым составом из двух груженых барж. В 500–600 м за кромкой судового хода были видны плотики. Людей на поверхности воды видно не было.
Навстречу двигался теплоход "Арабелла", которому до места аварии оставалось не более 15 мин. Теплоходу "Дунайский-66" для расформирования грузового состава и подхода к месту нахождения спасательных плотиков требовалось более одного часа.
Теплоход "Булгария" сигналов бедствия не подавал, на поверхности не виднелся.
Капитан теплохода "Дунайский-66" остановил теплоход и запросил капитана теплохода "Арабелла" о дальнейших действиях. Капитан теплохода "Арабелла", как возглавивший спасательную операцию, от помощи теплохода "Дунайский-66" отказался. Причина отказа: длительное время подхода теплохода "Дунайский-66" к месту нахождения плотиков".
В компании "Основа - строительные ресурсы", куда дозвонились из газеты "Московский комсомолец", также отметили, что с борта "Дунайского" не было видно места крушения "Булгарии". Конечно, матросы видели спасательные плоты, но без людей, и не могли оценить масштаб бедствия, поэтому "Дунайский" и проплыл мимо.
Разворачиваться вместе с баржами буксиру не имело смысла, подчеркнули в компании. Таким образом, вина команды "Дунайского" под большим сомнением, соглашается "МК".
"Известия" же отмечают, что буксир "Дунайский-66" три года назад уже был участником трагического инцидента. Тогда он наехал возле Казани на резиновую лодку с рыбаком, и тот утонул. Капитан объяснил тогда, что мужчина якобы дремал в лодке и не слышал подаваемых ему сигналов.
Премьер Татарстана вступился за одного из прошедших мимо капитанов
Во вторник глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин распорядился возбудить уголовное дело в отношении капитанов двух судов, не оказавших помощь тонущему теплоходу. В Уголовном кодексе статья 270 "Неоказание помощи капитаном судна терпящим бедствие" предусматривает наказание в виде крупного штрафа или лишения свободы на срок до двух лет.
Днем раньше министр транспорта Игорь Левитин сказал, что действиям капитанов, не оказавших помощи тонущим людям, нет оправдания, и пообещал им "самое суровое наказание". "Причины, что они якобы не могли подойти, изменить курс и так далее, в этой ситуации не работают. Мы примем все необходимые меры законодательного порядка к тому, чтобы с этими капитанами поступить очень сурово", - заявил Левитин.
В то же время премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков осторожно указал, что в упомянутом деле все не так просто, как кажется на первый взгляд: "Там есть целый ряд обстоятельств, которые нужно учитывать". Он отметил, что именно с одного из прошедших мимо судов поступила информация в МЧС о происшествии. Какое именно судно это было, он не уточнил - никто из чиновников не называет суда и фамилии капитанов, решивших пройти мимо места крушения "Булгарии".
Источник агентства "Интерфакс" в правоохранительных органах накануне также обратил внимание, что оба судна могли пройти мимо, поскольку не получили по радио сигнал бедствия с "Булгарии". Действительно, со слов выживших членов экипажа известно, что радиопередатчик на борту отказал. Это подтверждает и рапорт капитана "Дунайского-66": никаких сигналов он не слышал.