Правоохранительные органы с 21 июля получат неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан - письмам, бандеролям, переводам и прочему
Архив NEWSru.com
Правоохранительные органы с 21 июля получат неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан - письмам, бандеролям, переводам и прочему Вместе с тем, согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована тайна связи, и вмешательство в нее возможно только по судебному решению
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Правоохранительные органы с 21 июля получат неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан - письмам, бандеролям, переводам и прочему
Архив NEWSru.com
 
 
 
Вместе с тем, согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована тайна связи, и вмешательство в нее возможно только по судебному решению
Архив NEWSru.com
 
 
 
А на почтамтах по согласованию с органами ФСБ должны быть созданы специальные изолированные помещения для работы представителей соответствующих ведомств - так называемые "черные кабинеты"
НТВ

Правоохранительные органы с 21 июля получат неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан - письмам, бандеролям, переводам и прочему. Вскрыть их для проверки смогут сотрудники восьми силовых структур РФ - органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны (ФСО) и внешней разведки, а также таможенники, работники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Госнаркоконтроля. Копия соответствующего приказа Министерства связи и массовых коммуникаций, подписанного его главой Игорем Щеголевым, выложена на сайте ведомства, а список требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий напечатан в "Российской газете".

- Перлюстрация. Историческая СПРАВКА и примеры из классики
- В Белоруссии получатели сами оплачивают вскрытие писем

В документе указывается, что информация об оказанных услугах почтовой связи и об их пользователях предоставляется по запросу уполномоченных органов, однако там нет ни слова про необходимость ордера от суда. Вместе с тем, согласно Конституции РФ, гражданам гарантирована тайна связи, и вмешательство в нее возможно только по судебному решению, отмечает "Фонтанка.ру".

Приказом предписывается наладить онлайн-доступ спецслужб к электронным базам данных почты через специальные каналы. А на почтамтах по согласованию с органами ФСБ должны быть созданы специальные изолированные помещения для работы представителей соответствующих ведомств - так называемые "черные кабинеты". В России такие впервые появились при Екатерине II.

Сами почтовые работники пока не знакомы с приказом, официальных писем по нему еще не поступало. Однако, как сообщает "Эхо Петербурга", в руководстве городского почтамта удивились самим формулировкам этого приказа и отказались верить в то, что такое вообще возможно.

Правозащитники связывают грядущую меру с опасениями властей по поводу массовых выступлений недовольных граждан. Как сказал радиостанции заместитель председателя общественной организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин, в желании предотвратить такого рода акции протеста власти хотят взять под контроль все структуры, которые могут там быть - "чтобы в любой момент можно было принять какие-то превентивные меры, чтобы лишить людей возможности сказать то, что они думают".

"Это такой решительный шаг к тоталитарному государству. Я буду принимать участие в организации иска в Верховный суд РФ с требованием отменить этот приказ, как противоречащий Конституции, действующему законодательству и международным правовым нормам", - заявил правозащитник.

Такое заявление в Верховный суд готовится и будет подано до конца июля, сообщил "Фонтанке.ру" один из инициаторов предыдущих подобных процессов.

Перлюстрация. Историческая СПРАВКА

Официально система перлюстрации (лат. perlustro - обозреваю) корреспонденции была организована во Франции в XVIII веке. В России "черные кабинеты" появились во времена правления Екатерины II.

Во многих случаях (особенно с середины XIX века) перлюстрация существовала вне закона. В официальных документах (даже в законах) России и других стран вскрытие корреспонденции без санкции органов следствия или суда запрещалось, но в то же время существовала развитая структура для массовой перлюстрации. Об этом прошлом известно из многочисленных исторических документов, сообщает "Википедия". Вообще же тема просмотров писем в царской России всегда занимала исследователей. Подробную статью под названием "Черный кабинет" можно прочесть здесь.

Написанное выше отлично иллюстрирует пассаж из "Ревизора" Гоголя:

Городничий: (…) Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное.

Почтмейстер: Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь - так описываются разные пассажи... а назидательность какая... лучше, чем в "Московских ведомостях"!

В СССР, как считается, проверялась вся международная корреспонденция, специальное перлюстрационное подразделение находилось в здании Главного центра магистральных перевозок почты в Москве. Однако эта информация так никогда и не получила документального подтверждения.

Как обстоят дела с перлюстрацией сейчас, достоверных данных нет. Согласно одним утверждениям, ознакомление с передаваемыми сообщениями производится только на основании закона. По другим сведениям, массовая перлюстрация сообщений имеет место во многих странах.

В России еще в 2000 году Верховный Суд постановил, что требования руководителей спецслужб не освобождают операторов связи от возложенной на них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи. В связи с этим "операторы должны давать информацию лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов. Предоставление же операторами связи этим органам информации без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству", - заключил судья Юрий Редченко.

В 2003 году уже Конституционный суд России признал тайной телефонных переговоров "любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения".

Аналогичный вывод в ноябре 2007 года повторил Президиум Верховного Суда России: "Контроль и запись телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается при производстве по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения".