Бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских, который обвинялся в убийстве журналиста Дмитрия Холодова, но дважды был оправдан Московским окружным военным судом (МОВС), требует личных извинений от гособвинителя Ирины Алешиной в эфире программы "Время" и выплаты ему 3,5 млн рублей в качестве компенсации за незаконный арест и уголовное преследование. Военный суд Московского округа в четверг начал рассматривать иск полковника ВДВ Павла Поповских к Генпрокуратуре РФ.
Полковник также подтвердил свое намерение подать иски о компенсации морального вреда к Российской Федерации и газете "Московский комсомолец". Но сумму компенсаций не назвал.
О своем намерении подать иск на Генпрокуратуру он объявил в апреле этого года сразу после вынесения Верховным судом второго оправдательного приговора по этому делу в марте 2005 года. Задержку с подачей иска сам Павел Поповских объяснил желанием "отдохнуть после суда", необходимостью сбора подтверждающих документов, а также сложностью подсчета суммы компенсации. По словам адвоката десантника Игоря Яртых, сообщает "Коммерсант", окончательную сумму иска "подсчитывали все три сотрудника моей конторы в течение двух месяцев".
Судья Евгений Зубов, который рассматривает иск, открыв заседание, неспешно зачитал все пункты, по которым офицер требует выплат компенсации. Как выяснилось, Поповских требует от Генпрокуратуры компенсировать ему заработную плату, не выплаченную во время следствия и суда, возместить 241,7 тыс. рублей в качестве компенсации за исключение из списка лауреатов Госпремии за 1997 год, а также возместить расходы на оплату адвокатов в размере 1,44 млн рублей. В итоге оказалось, что государство, по подсчетам бывшего начальника разведки ВДВ, должно выплатить ему больше 3,5 млн рублей.
Госпремию, как выяснилось, полковник должен был получить как один из разработчиков беспилотного самолета-разведчика "Пчела-1Т". "Павел Яковлевич является полноправным автором беспилотного самолета и внес огромный вклад в его разработку, - сказал главный конструктор "Пчелы" Юрий Янкевич. - Под руководством Поповских 45-й полк ВДВ в Чечне проводил испытания первых образцов самолета-разведчика, и результаты, полученные в ходе испытаний, нам очень сильно помогли. Павел Яковлевич был в составе авторской группы, и лишь под нажимом Генпрокуратуры его исключили из списков лауреатов, и я считаю, что ему обязаны вручить Госпремию".
Помимо материальных претензий к Генпрокуратуре, Павел Поповских настаивает на том, чтобы прокурор Ирина Алешина лично принесла ему извинения, выступив в программе "Время". "Я требую от суда обязать гособвинителя Алешину принести мне личные извинения в программе "Время", - категорично заявил Поповских.
Выступивший вслед за офицером адвокат Игорь Яртых более подробно обосновал пункт с "телеизвинением". Как заявил адвокат, во время следствия и суда "высшие должностные лица, включая генерального прокурора и министра внутренних дел", а также сама Алешина, давая многочисленные интервью, неоднократно распространяли "ложные сведения" о вине офицера-десантника, и теперь это необходимо исправить.
По словам адвоката, Генпрокуратура должна будет оплатить время выступления своего сотрудника в программе "Время", и "Первый канал", будучи коммерческим предприятием, в этом случае не откажется предоставить эфир.
После этого судья выслушал представителей ответчика, которые настаивали на переносе заседания из-за отсутствия сотрудников Федерального казначейства, и согласился с этим доводом. Новое заседание по иску пройдет 24 ноября.
Военный корреспондент "МК" Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года от взрыва самодельного взрывного устройства, вмонтированного в дипломат.
В его убийстве Генпрокуратура обвиняла бывшего начальника разведки ВДВ полковника Павла Поповских, командира спецотряда 45-го полка ВДВ майора Владимира Морозова, двух его заместителей - майоров Константина Мирзаянца и Александра Сороку, бывшего десантника Константина Барковского и замруководителя ЧОП "РОСС" Александра Капунцова.
Московский окружной военный суд 10 июня 2004 года полностью оправдал всех шестерых обвиняемых в убийстве Дмитрия Холодова. 14 марта этого года Военная коллегия Верховного Суда подтвердила законность этого приговора и он вступил в силу.
Как указывается в решении Военной коллегии ВС РФ, "органами предварительного следствия не было представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о виновности подсудимых".
Генеральная прокуратура считала, что Поповских организовал убийство журналиста "из карьеристских побуждений, с целью избежать осложнений во взаимоотношениях" с бывшим министром обороны Павлом Грачевым, командующим ВДВ Евгением Подколзиным и другими военачальниками, которые неоднократно высказывали недовольство в связи с публикациями Холодова об армии.
Данное мнение, как указал суд, было основано на показаниях самого Поповских, от которых он впоследствии отказался.
Допрошенные Московским окружным военным судом Павел Грачев и другие высшие офицеры подтвердили, что никаких задач по устранению Дмитрия Холодова Поповских не ставили. Как отмечается в решении суда, дело в отношении Грачева и других высокопоставленных офицеров было прекращено за отсутствием состава преступления.
Поскольку других доказательств, кроме признания Поповских, подтверждающих наличие у него карьеристских побуждений, следствием представлено не было, эти признательные показания, по мнению Верховного суда, не могут являться основанием для обвинительного приговора.
Генеральная прокуратура по закону не вправе опротестовывать в надзорной инстанции оправдательный приговор. Однако потерпевшие - родители погибшего журналиста - заявили, что "если военная юстиция не защитит их права", они обратятся в Европейский суд по правам человека.