Журналисты Алтайского края предприняли беспрецедентную акцию - они выступили с открытым письмом, в котором утверждают, что их заставляли писать заказные материалы против независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова
Архив NEWSru.com
Журналисты Алтайского края предприняли беспрецедентную акцию - они выступили с открытым письмом, в котором утверждают, что их заставляли писать заказные материалы против независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова "С господином, курировавшим кампанию по дискредитации Рыжкова в Барнауле, мы встречались в ресторанах (кстати говоря, наиболее дорогих в городе), - рассказал главный редактор независимого информационного агентства "Банкфакс" Валерий Савинков
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Журналисты Алтайского края предприняли беспрецедентную акцию - они выступили с открытым письмом, в котором утверждают, что их заставляли писать заказные материалы против независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова
Архив NEWSru.com
 
 
 
"С господином, курировавшим кампанию по дискредитации Рыжкова в Барнауле, мы встречались в ресторанах (кстати говоря, наиболее дорогих в городе), - рассказал главный редактор независимого информационного агентства "Банкфакс" Валерий Савинков
ИА "Амител"
 
 
 
Источники издания утверждают, что это делал человек из администрации президента
Архив NEWSru.com

Журналисты Алтайского края предприняли беспрецедентную акцию - они выступили с открытым письмом, в котором утверждают, что их заставляли писать заказные материалы против независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова. Изданию "Новая газета" удалось выяснить, как организовывалась кампания в прессе против политика.

Источники издания утверждают, что это делал человек из администрации президента, который представлялся как Дмитрий Соболев.

"С господином, курировавшим кампанию по дискредитации Рыжкова в Барнауле, мы встречались в ресторанах (кстати говоря, наиболее дорогих в городе), - рассказал изданию главный редактор независимого информационного агентства "Банкфакс" Валерий Савинков. - Первая встреча прошла месяц назад. Представляясь, он показал свой московский паспорт на имя Дмитрия Соболева, сообщив, что он политтехнолог, присланный для организации годичной кампании по дискредитации некоего политика".

По словам журналиста, структуру, на которую работал Соболев, он не назвал, однако давал понять, что речь идет об администрации президента. "У меня сложилось впечатление, что этот господин прошел определенную спецподготовку: ему явно ставили умение вести беседы", - рассказывает Валерий Савинков.

При этом сам политехнолог ему заявил, что не имеет отношения к спецслужбам - по его словам, он просто разорившийся после дефолта мелкий бизнесмен, "который "с горя" ушел в политтехнологи".

Журналист отмечает, что штатного сотрудника с такой фамилией в администрации нет, хотя некоторые его источники утверждали, что сумели получить в администрации Кремля неофициальное подтверждение полномочий Соболева. "По моим ощущениям, речь все же может идти о представителе связанной с Кремлем договорными отношениями сторонней структуры (возможно, человеке Павловского, связанном со спецслужбами), а не о штатном сотруднике администрации", - говорит Валерий Савинков.

По его словам, Соболев показал ему довольно толстую аналитическую разработку по региону, в рамках которой была спрогнозирована готовность региональных СМИ к сотрудничеству с его бригадой.

На кампанию против Рыжкова было выделено 300 тыс. долларов

Единственным СМИ, чья потенциальная готовность была оценена как "высокая", было названо возглавляемое Валерием Савинковым информагентство "Банкфакс" — очевидно, в связи с тем, что его позиция по отношению к Рыжкову была последние годы по многим направлениям довольно критической.

После этого Соболев предложил редактору информационного агентства руководить кампанией в рамках региона при общем кураторстве Москвы.

Кампания была заявлена как полностью ресурсно обеспеченная - по оценкам журналиста, на нее было выделено 200—300 тысяч долларов.

"Мой собеседник особо настаивал на том, что я должен заинтересоваться также нематериальными формами поощрения - сотрудничеством с ресурсом Страна.ру (единственное названное в ходе бесед название), возможностью получения мандата депутата Госдумы (так сказать, снятого с политического трупа Рыжкова)", - говорит редактор информационного агентства "Банкфакс".

После отказа журналиста последовали угрозы

"После того как я отказался от сотрудничества, разговор мирно не завершился. Соболев отметил, что "в этой войне пленных не будет" и у меня есть выбор лишь между тем, чтобы "сидеть за рычагами бульдозера или вместе с предметом кампании оказаться под его колесами", - говорит Валерий Савинков.

По его данным, Соболев делал предложение о сотрудничестве еще ряду людей - например, молодому депутату крайсовета Екатерине Абрамовой и ее супругу - известному в регионе политтехнологу.

Правда, по его словам, это сотрудничество так и не состоялось. "По моим оценкам, организаторами было принято негласное решение бюджет кампании рассовать по карманам, а деятельность на местном уровне обеспечить, купив одного из чиновников, который обеспечит массовые акции и нужную позицию СМИ преимущественно "методом кнута. Этим человеком стал один из чиновников барнаульской мэрии", - говорит журналист.

По его данным, проводимая Соболевым кампания оказалась малоэффективной: в качестве партнеров удалось подобрать лишь маловлиятельные малотиражные газеты ("Деловой курьер Алтая") либо зависимые от властей ("Вечерний Барнаул" и "Алтайская правда").

Дмитрий Соболев отказался комментировать свою причастность к "акции"

По мнению "Новой газеты", в кампании против Владимира Рыжкова наверняка задействованы спецслужбы. По крайней мере, опыт предвыборных баталий свидетельствует, что без сотрудников ФСБ и внедренных во властные структуры бывших силовиков "технические" моменты — "стрелки", "разводки" и "наезды" - вряд ли осуществимы, отмечает газета.

По информации, полученной газетой от самих сотрудников спецслужб, имеющих отношение к политическому процессу в регионах, местное УФСБ в данном конфликте действительно отметилось. Сотрудники пресс-службы УФСБ получили задание из Москвы "образумить" журналистов, предложив им вообще ничего не писать о Рыжкове и ситуации в целом. Цель понятна - пиар-акция оказалась под угрозой срыва. При этом делались ссылки и на волю администрации президента.

Когда все усилия оказались тщетными, "работать" начали с представителями госструктур, которых пытались заставить отказаться от сотрудничества с бунтовщиками. Также местному УФСБ было рекомендовано выяснить, является ли протест журналистов стихийным, или существуют некоторые силы, пытающиеся руководить ситуацией из столицы.

То, что представителем интересов московских властей и организатором акции против Рыжкова являлся некий человек по имени Дмитрий Соболев, "Новой газете" подтвердили несколько участников "журналистского сопротивления". Газете удалось разыскать этого человека, однако он отказался отвечать на какие-либо вопросы издания. На вопрос "почему" он ответил коротко: "Не хочу. Всего доброго".

Владимир Рыжков заявляет, что кампанией против него руководит высокопоставленный чиновник в Кремле

Сам Рыжков объясняет кампанию против него собственной позицией, которую он озвучивает в последнее время. "Видимо, кого-то раздражают моя деятельность, моя позиция, высказанная после Беслана, - сказал он "Новой газете". - По некоторым данным, вся кампания по моей дискредитации оценивается в 200 тысяч евро. Она проводится грубо, нахально, в нее вовлечены десятки людей — как в Алтайском крае, так и в Москве".

По данным Владимира Рыжкова, кампанией руководит высокопоставленный чиновник из Кремля, однако имен организаторов и участников кампании он называть не хочет. Иначе, считает депутат, в суде потребуется назвать источники информации и, таким образом, подвести людей, на которых уже сегодня оказывается очень мощное давление.