После очередной экспертизы тела Руслана Айдерханова следователи закрыли дело о доведении солдата до самоубийства. Ссылаясь на данные медэкспертизы, объяснившей раны на теле рядового ударами о дерево, на котором он повесился, военные прекратили расследование за отсутствием события преступления.
Были проверены различные версии насильственного характера смерти Руслана Айдерханова, но ни одна из них не подтвердилась, говорится в сообщении Главного военного следственного управления. Никаких доказательств "применения неуставных методов воздействия со стороны сослуживцев и командного состава" и сексуального насилия следователи не обнаружили.
Руслан Айдерханов погиб 31 августа 2011 года. Спустя три дня его нашли военнослужащие. По словам следователей, уже осмотр места происшествия показал, что версия об убийстве солдата несостоятельна. "Поверхность почвы вокруг дерева имела естественное состояние, следов борьбы, волочения на ней не обнаружено", - утверждают следователи.
Экспертиза тела рядового показала, что он умер от повешения. Те же самые результаты дал осмотр, проведенный "с целью устранения сомнений, возникших у родных и близких погибшего".
Родственники Айдерзанова сообщали, что у покойного было обезображено от ударов лицо, разбита голова, выбиты зубы, не было одного глаза, были переломаны ноги, в правом боку ножевое отверстие, ожоги, кровоподтеки, ссадины. Следователи объяснили: ножевые ранения - это надрезы от первичного судебно-медицинского исследования тела, которые не были зашиты "по причине невнимательности медперсонала". Ссадины на лице и руках образовались либо из-за судорог, либо "от ударов о сучки дерева", поясняют сыщики.
"Иных прижизненных телесных повреждений, включая следы, которые бы указывали на применение к военнослужащему сексуального насилия, на теле Айдерханова не обнаружено", - говорится в сообщении военного следственного управления.
Решение Айдерханова совершить самоубийство, по мнению следователей, вызвано депрессией из-за смены привычного уклада жизни и смерти матери.
Таким образом, факт доведения до самоубийства Айдерханова не подтвержден, виновных в его гибели не имеется, поэтому дело закрыто, резюмируют следователи.
Дело рядового Айдерханова
20-летний Руслан Айдерханов был призван в армию из Челябинской области в мае 2011 года - вскоре после того, как его мать умерла от рака, и он остался круглым сиротой. Из родственников у него были лишь три тетки.
Руслана отправили служить в воинскую часть №55062 Елагинского гарнизона, дислоцированную в поселке Порошино Камышловского района Свердловской области. А уже 3 сентября молодого человека нашли повешенным в лесу.
По утверждению военнослужащих, 31 августа парень самовольно покинул часть, а затем повесился в лесу. Предсмертной записки при нем не было, но следователи все равно быстро объявили инцидент самоубийством, и тело солдата передали родственникам для захоронения.
Цинковый гроб в селе Арасланово Нязепетровского района встречали тетки парня, а вместе с ними и все сельчане. Но когда родственники вскрыли гроб, они обнаружили на теле множественные следы избиений и издевательств, свидетельствующие о том, что солдата зверски убили.
В частности, у Руслана было обезображено от ударов лицо, разбита голова, выбиты зубы, не было одного глаза, были переломаны ноги, в правом боку ножевое отверстие, ожоги, кровоподтеки, ссадины.
Родственники заявили, что заключение о самоубийстве сфальсифицировано, сделали фотоснимки и отправили их в СМИ и министру обороны Анатолию Сердюкову, а также записали видеообращение к президенту Дмитрию Медведеву.
В то же время жители Шемахинского сельского поселения Нязепетровского района Челябинской области, откуда был призван Айдерханов, отказались отправлять своих сыновей в армию в осенний призыв до тех пор, пока не будут наказаны виновные в гибели земляка.
Военная прокуратура Еланского гарнизона (Центральный военный округ), где служил Руслан, провела проверку и возбудила уголовное дело по ст.110 (доведение до самоубийства) УК РФ.
Тем не менее Минобороны заявляло, что, по предварительными результатам расследования, фактов насильственных действий и дедовщины в отношении рядового выявлено не было, а солдат просто находился в состоянии психологической подавленности из-за смерти матери.
Как заявляли в ГВП страны, установлено неоспоримыми доказательствами, что смерть Айдерханова не явилась следствием насильственных действий, а на теле солдата нет и не было повреждений, которые свидетельствовали бы о каком-либо насилии других лиц в отношении него.
Военные следователи также утверждали, что необходимости в эксгумации нет - все травмы, перечисленные родственниками Руслана, тот якобы получил отнюдь не от побоев, а при ударах о дерево после того, как "сам повесился". Однако в челябинском Научно-исследовательском институте судебной экспертизы - СТЭЛС ранее высказали мнение, что травмы были получены солдатом еще при жизни, а рассуждения о возможности их появления от ударов о ствол и ветки дерева после повешения относятся к разряду изощренного вымысла и не имеют никаких объективных подтверждений.
В середине октября родные военнослужащего дали согласие на эксгумацию его тела. Они также организовали круглосуточное дежурство около его могилы после того, как поступили тревожные сообщения о том, что тело солдата пытались выкрасть неизвестные лица.
27 октября останки солдата эксгумировали и перевезли в морг города Нязепетровска для проведения экспертизы. Однако повторный осмотр после эксгумации не дал дополнительной информации о причинах смерти военнослужащего, сообщал тогда участвовавший в осмотре независимый эксперт Власов. Ранее сообщалось, что тело солдата до эксгумации пролежало в могиле два месяца и успело сильно разложиться.