Александр Захарченко
© РИА Новости / Алексей Куденко
Александр Захарченко "Я отдам приказ больше пленных не брать. Нам не нужны обмены", - объявил 23 января Захарченко. Он пояснил, что такое решение принято после обстрела троллейбусной остановки в Донецке, из-за чего погибли около 10 человек
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Александр Захарченко
© РИА Новости / Алексей Куденко
 
 
 
"Я отдам приказ больше пленных не брать. Нам не нужны обмены", - объявил 23 января Захарченко. Он пояснил, что такое решение принято после обстрела троллейбусной остановки в Донецке, из-за чего погибли около 10 человек
Reuters
 
 
 
Мариуполь, 24 января 2015 года
Reuters

В российском правозащитном центре "Мемориал" назвали преступным решение главы самопровозглашенной Донецкой народной республики Александра Захарченко больше не брать пленных. Правозащитники уверены, что это нарушает Международное гуманитарное право.

"Я отдам приказ больше пленных не брать. Нам не нужны обмены", - объявил 23 января Захарченко. Он пояснил, что такое решение принято после обстрела троллейбусной остановки в Донецке, из-за чего погибли около 10 человек.

"Такой приказ преступен, - независимо от того, как квалифицировать вооруженный конфликт на востоке Украины: как международный конфликт или как гражданскую войну", - говорится в заявлении "Мемориала".

Правозащитники ссылаются на нормы Международного гуманитарного права. В статье третьей, общей для всех Женевских конвенций, сформулировано требование к сторонам вооруженного конфликта немеждународного характера: "Лица, <…> которые сложили оружие, а также <…> перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением <…>. С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:
- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания <…>".

Первый Дополнительный Протокол к Женевским конвенциям, касающийся конфликтов международного характера, в статье 40 прямо запрещает "отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе".

Статья 41 этого Протокола запрещает подвергать нападению лицо, которое "а) находится во власти противной стороны; б) ясно выражает намерение сдаться в плен; в) находится без сознания или каким-либо другим образом выведено из строя вследствие ранения или болезни и поэтому не способно защищаться, при условии, что в любом таком случае это лицо воздерживается от каких-либо враждебных действий и не пытается совершить побег".

Правозащитники требуют от властей РФ повлиять на Захарченко, так как "ответственность за эти преступления придется нести и России, чьи высшие официальные лица открыто поддерживают сепаратистов".

Сегодня, 24 января, после утреннего обстрела жилого квартала в Мариуполе Захарченко объявил у подвергшейся 22 января обстрелу остановке в Донецке: "Сегодня началось наступление на Мариуполь. Это будет самым лучшим памятником всем нашим погибшим". Затем он сделал другое заявление: "До сегодняшнего дня мы не вели активных действий у Мариуполя. Но сейчас, после того, как Киев решил свалить ответственность за ошибочный огонь своих "Градов" из Бердянского по жилому кварталу на нас, я отдал приказ подавлять позиции украинских войск, расположенные к востоку от Мариуполя".

ЕС уже предупредил Россию о последствиях наступления сепаратистов на Донбассе.