Масштаб "космического скандала" между Россией и Казахстаном по поводу сотрудничества двух стран на космодроме "Байконур" является преувеличенным
Russia Today
Масштаб "космического скандала" между Россией и Казахстаном по поводу сотрудничества двух стран на космодроме "Байконур" является преувеличенным Сергей Лавров
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Масштаб "космического скандала" между Россией и Казахстаном по поводу сотрудничества двух стран на космодроме "Байконур" является преувеличенным
Russia Today
 
 
 
Сергей Лавров
Russia Today
 
 
 
Ерлан Идрисов
Russia Today

Масштаб "космического скандала" между Россией и Казахстаном по поводу сотрудничества двух стран на космодроме "Байконур" является преувеличенным. Об этом заявил глава МИДа РФ Сергей Лавров по итогам встречи с коллегой Ерланом Идрисовым, находящимся с визитом в Москве. Нотная переписка между внешнеполитическими ведомствами двух стран не является чем-то из ряда вон выходящим, подчеркивают стороны переговоров и просят не делать "из мухи слона".

"Никакого скандала, связанного с арендой космодрома Байконур нет", - цитирует ИТАР-ТАСС главу МИДа Казахстана. Он назвал небылицами разговоры о том, что якобы "Байконур" рассорил Россию и Казахстан: "Никто не сможет поссорить Россию и Казахстан. Мы вместе идем в будущее. "Байконур - наше общее достояние, увеличивающее наши общие дивиденды".

Лавров в свою очередь заметил, что "вопросы возникают, когда такой огромный хозяйственный механизм". "Возникали вопросы и о количестве пусков, в том числе в связи с озабоченностью Казахстана экологическими последствиями этих процессов... Мы не первый год согласовываем количество пусков - это не сенсационный момент". Министр напомнил, что для решения подобных вопросов и была создана межправительственная комиссия, с российской стороны которую возглавил вице-премьер Игорь Шувалов.

Разговоры об обострении взаимоотношений между странами в последнее время велись из-за амбициозных заявлений главы Казкосмоса, напророчившему Родине обретение статуса самостоятельной космической державы в том числе за счет выведения космодрома и города Байконур из-под юрисдикции РФ. Казахстанский МИД тогда оправдывался: слова чиновника-де извратили СМИ, а отбирать "Байконур" у правопреемницы создавшего его СССР было бы "наивно и неразумно".

Москва тем не менее направила в Астану ноту, в которой потребовала объясниться. Второй подобный документ поступил в казахстанский МИД в начале текущего года после того, как стало известно об одностороннем решении сократить число пусков российских "Протонов". Газета "Известия" сообщила, что МИД РФ в ответной ноте пригрозил Казахстану выходом из целого ряда совместных космических проектов.

Эксперт призывает стороны не делать резких шагов

Официальная Астана текст ноты не комментировала, в Москве же возмутились, фактически признав истинность опубликованной информации. Лица, предавшие огласке официальную ноту, адресованную российской стороной Казахстану в связи с ситуацией вокруг "Байконура", преследовали цель раздуть скандал, цитирует "Интерфакс" Лаврова: "Я не знаю, кто опубликовал эту ноту. Мы используем нотную переписку. Это нормальная форма дипломатического общения. Я считаю, что это лица, которые хотели сделать "из мухи слона" - не более того".

Эксперты отмечают правильность настроя сторон в данной ситуации. "Для России отсрочки запусков означают серьезные финансовые потери многих предприятий космического комплекса. Для Казахстана, в случае дальнейшей эскалации напряженности, это чревато пересмотром договора уже по российской инициативе с потерей значительной части арендной платы и возможным стратегическим потерям. Отказ России от сотрудничества по Байконуру будет означать просто прекращение функционирования космодрома. Без России он не может эксплуатироваться ни в каком случае", - заявил "Российской газете" научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.

"Однако этот плохой сценарий маловероятен. Договорятся, в конце концов, также как и ранее договаривались, - убежден эксперт. - Здесь плохо то, что публичные и достаточно резкие шаги обоих партнеров ухудшают отношения и мешают найти эффективные и перспективные направления сотрудничества по космодрому".