За последние несколько дней в СМИ, как будто независимо друг от друга, появились четыре сообщения о том, что незадолго до смерти депутат Сергей Юшенков якобы получил из разных источников одну и ту же информацию, призванную подтвердить "след ФСБ" в захвате "Норд-Оста".
Первый источник - письмо самого Бориса Березовского, якобы вскрывающее "истинные причины" убийства депутата Сергея Юшенкова.
Второй источник - сайты чеченских сепаратистов, сообщившие об агенте спецсужб в рядах террористов на Дубровке.
Третий источник - заявление бывшего офицера ФСБ Литвиненко, в котором уже названо имя агента и причины убийства Юшенкова.
Четвертый источник - статья Анны Политковской в "Новой газете" об агенте спецслужб, внедренном в организацию чеченских террористов.
Все эти источники прямо или косвенно называют спецслужбы России главнымм виновниками смерти Юшенкова и приводят объяснения - почему именно нам следует так думать и считать.
Отметим, что спецслужбы России пока никак не прокоментировали последние обвинения в их адрес.
Шамиль Басаев - Юшенкова убили из-за агента среди террористов в "Норд-Осте"
Шамиль Басаев, которому в минувшую пятницу Генпрокуратура предъявила еще одно заочное обвинение - по взрыву Дома правительства в Грозном, - заявил, что именно он организовывал захват здания ТЦ "Норд-Ост" на Дубровке.
Один из сайтов чеченских сепаратистов опубликовал заявление от имени Басаева, в котором расследование теракта на Дубровке связано с убийством депутата Госдумы, лидера партии 'Либеральная Россия' Сергея Юшенкова.
Глава террористической группировки "Риядус Салихийн" Шамиль Басаев утверждает, что основной целью чеченских террористов в Москве был захват не "Норд-Оста", а Госдумы и Совета Федерации. В каждое из зданий должны были проникнуть группы по 20 человек. Басаев говорит, что разработано было все детально: боевики знали, что "расстояние от входных дверей до лестничной площадки в здании Госдумы - 15 шагов, первый лестничный пролет составляет 21 ступень, второй лестничный пролет - 17 ступеней. От входа до лифта, расположенного сзади зала заседаний, можно добежать за 30 секунд".
Но так как за время подготовки операции были убиты несколько боевиков, возглавлявших группы, террористов возглавил Бараев. Почему планы террористов изменились и почему был выбран именно "Норд-Ост", Басаев не уточняет.
Но он утверждает, что во время перевозки оружия и боеприпасов кто-то заменил детонаторы, которые затем не сработали на Дубровке: не сработали у тех, кто были внутри, а также у четырех девушек, которые были снаружи. Кстати, Басаев утверждает, что те, кто был снаружи здания, живыми вернулись в Чечню и рассказали о предательстве внутри группы.
Якобы все эти данные и были изложены Басаевым в письме на имя Сергея Юшенкова в начале апреля этого года. В нем Басаев просил депутата Госдумы проверить и дать ход информации о том, что, вероятно, не все террористы погибли на Дубровке, и детонаторы на каком-то этапе доставки в Москву кем-то были подменены.
Юшенкову якобы было обещано предоставление "очень важной информации по ходу расследования", и эту информацию, как заявил Басаев, депутат получил незадолго до убийства.
ДОСЬЕ и ХРОНИКА следствия по делу об убийстве Сергея Юшенкова
Александр Литвиненко - Юшенков получил от него в Лондоне аналогичную информацию по агенту
В первых числах апреля бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко, приговоренный в России к 3,5 годам лишения свободы условно и проживающий ныне в Лондоне, я встретился с Сергеем Юшенковым в Лондоне и передал ему оперативную информацию по "Норд-Осту".
Как сообщают Grani.ru, Литвиненко установил, что один из террористов, захвативших театр, покинул здание "Норд-Оста" незадого до штурма. Его имя - Ханпаша Теркибаев.
В настоящее время Теркибаев жив, здоров и находится в окружении Малика Сайдулаева, промосковского чеченского лидера. По словам Литвиненко, Теркибаев сопровождал депутата Госдумы главу думского комитета по международной политике Дмитрия Рогозина во время сессии ПАСЕ в Страсбурге 31 марта в качестве "представителя чеченской общественности".
"Я передал Юшенкову установочные данные Теркибаева, и он собирался проверить эту информацию по возвращении в Москву, - сообшил Литвиненко. - Я убежден, что с ним расправились за это расследование".
Теркибаев, по сведениям бывшего офицера ФСБ, - многолетний агент этой организации, специализировавшийся на внедрении в чеченскую среду для организации провокаций. Он начал свою карьеру в качестве журналиста на грозненском телевидении. В конце 2000 года работал в пресс-службе Аслана Масхадова. В начале 2001 года по заданию спецслужб России он перешел в одну из боевых групп сепаратистов, говорится в заявлении Литвиненко.
В апреле 2001 и в марте 2002 годов в ходе зачисток Теркибаев был задержан федеральными войсками и немедленно отпущен по указанию ФСБ. В июле 2002 года Теркибаев сопровождал Малика Сайдулаева во время его визита в Турцию, спонсированного Кремлем, утверждает Литвиненко.
Между тем Ханпаша Теркибаев был среди террористов, захвативших "Норд-Ост" в октябре 2002 года, говорится в заявлении. Его имя упоминается в статье газеты "Известия" вместе с именем Мовсара Бараева.
Позже Теркибаев был опознан и в окружении Дмитрия Рогозина. Он был показан в репортажах российского телевидения из Страсбурга 31 марта - 2 апреля 2003 года, утверждает Литвиненко.
Анна Политковская "Новая газета" - среди террористов на Дубровке был агент спецслужб
В понедельник в "Новой газете" Анна Политковская опубликовала интервью с внештатным корреспондентом "Российской газеты" Ханпашем Теркибаевым, в котором утверждается, что российские спецслужбы якобы знали от него о готовящемся теракте на Дубровке.
В статье утверждается, что Теркибаев вошел в зал ТЦ на Дубровке вместе с террористами, и его фамилия была опубликована среди других террористов, взявших в заложники зрителей мюзикла. Тогда же появились сообщения, что одному из террористов удалось скрыться.
Анна Политковская пишет, что, по всей видимости, именно Ханпаш Теркибаев и есть тот самый человек, которого все вовлеченные в трагедию "Норд-Оста" так искали. Человек, изнутри обеспечивавший теракт. Согласно ее утверждениям, "в редакции "Новой газеты" имеются сведения, что Ханпаш Теркибаев - "засланный спецслужбами агент". Это именно он уверял террористов, что "все под контролем", что "грязных людей полно", что "русские опять взяли деньги", как тогда, когда выходили из окруженных Грозного и Комсомольского, и надо просто "пошуметь" - и получится "второй Буденновск", и таким образом добиться мира, а потом, после выполнения задания, "нам дадут уйти" - не всем, но дадут. У него был план Театрального центра на Дубровке, которого не было ни у Бараева, командовавшего террористами, ни даже поначалу у отряда спецназа, готовящегося к штурму...
Если в "Норд-Осте" был такой засланный агент, то это значит: власть знала о том, что готовится теракт. Участвовала в его подготовке, и даже не важно, с какой целью. Главное - власть (какая ее часть?) была в курсе, что творится, задолго до того, как об этом узнали все мы....
Сам же внештатный корреспондент "Российской газеты" Ханпаш Теркибаев, которого обвиняет Политковская, заявил, что не имеет никакого отношения к захвату террористами здания Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года. "В "Норд-Осте" я не был и никакого отношения к этим событиям не имею", - заявил Теркибаев в интервью журналистам.
По его словам, журналистка Анна Политковская, опубликовавшая его интервью в "Новой газете", излагает свою собственную версию произошедшего, не имеющую ничего общего с действительностью.
"Анне Политковской я сказал только то, что знал Мовсара Бараева, который был моим односельчанином. Но уже несколько лет я не имел с ним никаких контактов", - уточнил журналист. "Все остальное - исключительно творение самой Анны Политковской", - подчеркнул он, сообщает ИТАР-ТАСС.
Борис Березовский - Юшенков знал, за что именно за ним охотятся
Сергей Юшенков знал об угрозе его жизни, исходящей от российских спецслужб, заявил Борис Березовский, обнародовав показания убитого депутата в МВД Великобритании, в которых тот говорит о возможности расправы над людьми, связанными с расследованием взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года.
Письменные показания, датированные 25 апреля 2002 года, были даны в поддержку обращения Никиты Чекулина к британским властям с просьбой о политическом убежище. Никита Чекулин является свидетелем по делу о взрывах домов, которые расследует Общественная комиссия, где Юшенков был сопредседателем.
В своих показаниях Юшенков заявлял: "Я изучил свидетельства, собранные г-ном Чекулиным, и пришел к заключению, что он является заслуживающим высокого доверия свидетелем крупной противозаконной операции, а именно - крупномасштабной передачи взрывчатых веществ военного назначения с военных баз на служащие в качестве легального прикрытия субъекты права по всей России. Для меня очевидно, что исполнители такого рода операций связаны с федеральными секретными службами".
Полный текст свидетельских показаний Сергей Юшенкова в МВД Великобритании можно прочитать ЗДЕСЬ.
Справка
28 апреля Мосгорсуд оставил в силе решения суда от 23 января об отклонении трех из первых 24 исков пострадавших от теракта на Дубровке. Суд отказался удовлетворить иски семей Храмцовых и Карповых, а также москвички Зои Чернецовой к правительству Москвы о компенсации морального и материального вреда на сумму 4 млн долларов.
Всего в суд подан 61 иск на общую сумму около 60 млн долларов. Кроме того, для подачи в суд готовы еще 35 исков.
Правительство Москвы официально отказалось заключить мировое соглашение по искам бывших заложников и родственников погибших в результате теракта на Дубровке.