Российский миллиардер, владелец английского футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович в 1990-е годы в течение трех лет заплатил бизнесмену Борису Березовскому около 200 миллионов долларов. Об этом, как передает "Эхо Москвы", сам Абрамович рассказал в Высоком суде Лондона, где его допрашивают в рамках процесса по иску, поданному Березовским.
По словам Абрамовича, самая маленькая сумма, которую просил Березовский, составляла 16 тысяч долларов (это был первый платеж, перечисленный Березовскому в 1995 году). Самая крупная - 8 миллионов долларов. Всего, по словам Абрамовича, он ежегодно с 1996 по 1998 годы передавал Березовскому по 50-80 миллионов долларов, передает РИА "Новости".
Просьбы о платежах обычно передавались в устной форме. Люди Березовского зачастую просто звонили и просили деньги. Зачастую Березовский лично обращался за очередной "ссудой", утверждает Абрамович.
По его словам, "многие платежи осуществлялись наличными". В частности, из 10 миллионов долларов, за которыми Березовский обратился к нему осенью 1995 года, половина суммы была передана наличными, еще 4 миллиона долларов переведены компанией Runicom SA на счета "ЛогоВАЗа".
Абрамович признал, что "в основном знал", на что тратятся его деньги. Ранее он сообщил суду о 30 миллионах долларов, которые должны были выплачиваться Березовскому ежегодно "за оказание помощи - на финансирование ОРТ и личные расходы".
Абрамович дал понять, что отдавал когда-то влиятельному олигарху деньги за "крышевание" своего бизнеса. Уточняя понятие "крыша", бизнесмен пояснил: "Это длительные отношения с более-менее регулярными платежами".
В частности, по словам Абрамовича, к марту 1996 года он нуждался в политическом лоббировании со стороны Березовского, так как один не удержал бы в руках компанию "Сибнефть". "Моего авторитета не хватило бы для того, чтобы работать с Городиловым одному", - пояснил Абрамович (Виктор Городилов являлся гендиректором компании "Ноябрьскнефтегаз", слияние которой с Омским НПЗ позволило создать "Сибнефть", - прим. ред.).
Ранее Абрамович заявил суду, что Березовский был способен предоставлять оба вида крыши - как политической, так и физической. "Я к нему обратился, потому что мне нужна была политическая крыша", - уточнял бизнесмен, отмечая, что также рассчитывал, что знакомство с Березовским обеспечит ему и физическую "крышу", хотя прямо они это не обсуждали.
Миллионные "ссуды" Абрамович восстановил по памяти
Между тем адвокат Березовского Лоуренс Рабиновиц, в свою очередь, обратил внимание предпринимателя на то обстоятельство, что ни об одном из этих платежей - в 16 тысяч долларов и 8 миллионов долларов, соответственно, не говорится в его письменных показаниях, и поинтересовался, на что тот опирается, делая такие заявления.
"Часть из этого - то, что было восстановлено на основании документов, в остальном - то, что удалось вспомнить", - парировал Абрамович. В целом, по его словам, в 1996 году в адрес Березовского он направил 80 миллионов долларов, 50 миллионов долларов - в следующем году и аналогичную сумму - в 1998-м. Платеж в 1999-м был больше, но ответчик затруднился уточнить его объем. "Думаю, мы заплатили за ТВ6, "Коммерсант", - пояснил бизнесмен.
Рабиновиц, однако, отметил, что никаких документов, которые подтверждали бы слова Абрамовича, не существует, а сам ответчик не представил никаких свидетельств, чтобы доказать сам факт платежей.
Насчет 16 тысяч долларов адвокат прямо заявил, что ответчик все выдумал. Он также напомнил Абрамовичу о платежах, которые в разное время осуществляли подконтрольные тому структуры, в том числе Runicom, на суммы, соотносимые с теми, что перечислялись в адрес Березовского, предположив, что выписывались подложные счета. "Здесь ничего фальшивого нет", - отрезал Абрамович.
Ранее сообщалось, что в течение шести лет Абрамович выплатил Березовскому в общей сложности 2,5 миллиарда долларов за услуги в лоббировании его деловых интересов и по чисто личным соображениям.
Абрамович рассказал о покупке "Сибнефти" - это была фикция
Роману Абрамовичу также пришлось раскрыть в суде секреты проведения залоговых аукционов, на которых он приобрел компанию "Сибнефть". Роль Березовского в этом деле была исключительна. Вместе со своим партнером - ныне покойным грузинским бизнесменом Бадри Патаркацишвили - они договорились о выставлении компании на аукцион с главой Госкомимущества Алфредом Кохом, а потом смогли убедить конкурентов не поднимать цену компании во время торгов.
Кстати, Роман Абрамович признал, что его нефтяной бизнес занимался оптимизацией налогов. В трейдерских фирмах работали инвалиды, а "Сибнефть" до 2001 года работала без прибыли. Уклонение от налогов ранее стало поводом для атаки на ЮКОС, структуры Абрамовича, как выясняется, тоже этим занимались, но под прицел правоохранительных органов не попали.
Абрамович говорит, что один владел "Сибнефтью", а Березовского называли для безопасности
Кроме того, Абрамович заявил, что он один был акционером компании "Сибнефть", а формулировки "менеджмент компании" и "руководство компании" использовались только из соображений безопасности.
На российском рынке, по словам ответчика, существовали слухи, что владелец компании - Березовский, однако Абрамович заявляет, что Березовский был лишь "волнорезом, который снимал все вопросы".
По словам Абрамовича, говоря о "Сибнефти" и ее принадлежности кому-либо, всегда четко подбирались слова и формулировки, а имена при этом умышленно не назывались.
Затем владелец ФК "Челси" прокомментировал сделанное ранее заявление Березовского о том, что продавцу компании важно, в чьи руки эта компания переходит. По словам Абрамовича, "металлургическая компания - это не котенок, которого отдают в хорошие руки", и ему, как продавцу, было бы все равно, кому она достанется.
Лоуренс Рабиновиц тем временем продолжает приводить доводы, ссылаясь в том числе на газетные статьи, что алюминиевые активы приобретались группой акционеров "Сибнефти", а не одним Абрамовичем. Абрамович заявляет, что пресса опирается на слухи.
В алюминиевый бизнес Абрамович без Патаркацишвили бы не полез - "там каждые три дня кого-то убивали"
"К 1999 году Лев Черной и братья Рубен контролировали значительную часть бизнеса в Красноярском крае", - признал Абрамович. Он добавил, что ситуация на предприятиях накалялась, люди начинали выходить на улицу из-за невыплат заработной платы. По его словам, к приобретению активов местная власть, в том числе экс-глава края Александр Лебедь, никакого отношения не имела.
"На тот момент красноярский завод, как и другие активы, никакой прибыли не давал. Была тяжелая финансовая обстановка, поэтому я не горел желанием их приобретать", - заявил Абрамович. Однако, по словам бизнесмена, на эту сделку его уговорили Бадри Патаркацишвили и Евгений Швидлер, нынешний глава корпорации Millhouse.
"Швидлер - мой близкий друг, и он разбирается в ситуации", - заявил Абрамович, добавив, что ни одной крупной сделки без его участия не совершал.
По словам Абрамовича, Патаркацишвили выступил переговорщиком по сделке, и без Бадри он бы "туда не полез, тем более что там каждые три дня кого-то убивали". "Мне не нужен был такой бизнес", - завил Абрамович.
В феврале 2000 года Абрамович купил алюминиевые заводы в Красноярске, Братске и Ачинский глиноземный комбинат. До этого соглашения Березовский в начале 1999 года приезжал в Красноярск с Львом Черным - совладельцем этих заводов, и его сопровождал Василий Анисимов, который имел большую долю в КрАЗе. Черной и Анисимов также имели долю в Ачинском глиноземном комбинате. То есть, когда Березовский в 1999 году приезжал в Красноярск, его сопровождали ключевые игроки этой отрасли.
Адвокат Березовского настаивает на том, что Абрамович нуждался в помощи Березовского в тот момент, когда он начал приобретать активы в Красноярском крае.
Защита ответчика это опровергает, доказывая, что Березовский никогда не был реальным совладельцем бизнеса и получал выплаты от Абрамовича за стандартную для России 1990-х "крышу" и лоббистские услуги. Задача юристов Березовского - доказать наличие партнерских отношений между ним и Абрамовичем.
Рассмотрение по существу иска Березовского к Абрамовичу началось в Высоком суде Лондона 3 октября. Березовский утверждает, что под давлением Абрамовича он был вынужден продать в 2000-2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в "Сибнефти" и "РусАле", значительно дешевле их реальной стоимости. Истец требует в качестве компенсации 5,6 млрд долларов. Роман Абрамович дал первые показания 31 октября. Как ожидается, он будет выступать в суде до конца следующей недели.