Следующим местом конфликта мировых держав может стать Арктика
Вести
Следующим местом конфликта мировых держав может стать Арктика Следующей линией конфликта наряду с Северо-Западным проходом является хребет Ломоносова, территория, где Россия установила свой флаг
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Следующим местом конфликта мировых держав может стать Арктика
Вести
 
 
 
Следующей линией конфликта наряду с Северо-Западным проходом является хребет Ломоносова, территория, где Россия установила свой флаг
Вести
 
 
 
У России есть ощутимое преимущество – 18 ледоколов
Первый канал
 
 
 
Мы стоим не на пороге новой холодной войной, а на пороге ледяной
Euronews

Авторитетный немецкий еженедельник Die Zeit обсуждает нарастающую борьбу за Арктику в свете недавнего вооруженного противостояния Москвы и Тбилиси. Издание полагает, что борьба за Арктику может стать плацдармом нового столкновения мировых держав. Недостатка в геополитических страхах, предположениях и спекуляциях, в каком регионе возникнет угроза следующего конфликта с Москвой, нет, пишет Die Zeit. При этом взгляд обычно бывает обращен на восток или на юг – хотя следующее место запрограммированного конфликта давно известно.

Арктические льды тают быстрее, чем ожидалось, глобальное потепление времени не оставляет. Площадь арктической шапки полярных льдов, свидетельствуют расчеты специалистов, за последние 25 лет сократилась почти вдвое, высвободив тем самым совершенно новые политические и экономические возможности и амбиции, отмечает издание.

Пять арктических стран, Канада, Соединенные Штаты, Дания, Норвегия и Россия, вот уже некоторое время спорят о землях, водах и ледяных массах высоких широт. Вопросы, в первую очередь, таковы: что и кому принадлежит, насколько далеко, глубоко и, прежде всего, где именно залегают полезные ископаемые, газ и нефть, доступ к которым впервые открывается вместе с глобальным потеплением. Также оспаривают то, по чьей территории пролегают водные пути, по которым к ним можно подобраться, пусть всего в течение нескольких недель арктического лета. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Die Zeit отмечает, что в одном лишь Баренцевом море, на которое претендует Москва (что сразу вызвало возражения Норвегии), может залегать более 580 миллиардов баррелей нефти. Это предварительная оценка, но для сравнения: подтвержденные на сегодняшний день запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей.

Россия рано осознала тенденции и уже в 2001 году заявила в ООН свое право на несколько сотен тысяч квадратных километров арктических вод, ссылаясь на Конвенцию ООН по международному морскому праву, ратифицированную Москвой, но не Вашингтоном. Норвегия медлить не стала, Дания занялась детализацией своих претензий, Канада собирается представить свои еще в этом году, подкрепив научными исследованиями, причем Оттава собирается вести речь о территории, равной площади трех Франций.

У России есть ощутимое преимущество – 18 ледоколов

Если кто-то все же считает, что ситуация под контролем, что все пять соседей договорятся полюбовно и на основе международного права, то его надежды не долго проживут, полагает немецкий еженедельник. Ведь все стороны усердно вооружаются, готовясь к вербальным, юридическим и военным битвам. Символически здесь лидируют русские, установив при помощи батискафа свое знамя в океанских глубинах под Северным полюсом – своего рода акт подводной колонизации.

Символически, но уже немного поигрывая мускулами, держат себя этим летом канадцы. Их премьер-министр Стивен Харпер сообщил о строительстве 6-8 патрульных катеров и одновременном возведении нового арктического порта на северной стороне Баффиновой Земли. Здесь имеет смысл заглянуть в атлас, ведь этот негостеприимный остров не настолько популярен, как Бермуды.

Несколько недель назад на его южной стороне упражнялись 600 канадских солдат. Фланговое прикрытие не для Баффиновой Земли, а для легендарного Северо-Западного прохода, на который претендует Канада, к огромной досаде русских – и американцев, которые видят в этом месте нейтральные воды. Этот проход по сравнению с маршрутом по Панамскому каналу сократит морской путь из Сиэтла (западное американское побережье) до Роттердама на четверть, и это пахнет миллиардами. Несколько дней назад канадское правительство объявило об обязательной регистрации в канадской береговой охране всех судов, заходящих в эти воды.

Разумеется, в эти воды, полные льдов, нужно сначала попасть, и это под силу далеко не каждому судну. У русских есть 18 ледоколов, способных пробираться через полярные льды, у американцев – всего один, что специалисты считают явно недостаточным. Хозяева верфей могут потирать руки: заказы в столь напряженное время ждать себя не заставят.

Следующей линией конфликта наряду с Северо-Западным проходом является хребет Ломоносова, территория, где Россия установила свой флаг. Безосновательно, говорят теперь ученые, которые трудятся по поручению Канады, подводные горы – это канадская территория. Сейчас в паковые льды входит датская экспедиция, она должна доказать, что хребет Ломоносова на самом деле датский.

Конфликт вокруг юридических претензий и научных выкладок давно несет в себе политическую составляющую. XIX век закончился битвой за Африку, колониальной гонкой вокруг белых пятен на Черном континенте. XXI век начинается с битвы за Арктику. Мы стоим не на пороге новой холодной войной, а на пороге ледяной, заключает издание Die Zeit.