Центральное событие юбилейных празднеств - Международная церемония памяти военнослужащих антигитлеровской коалиции, высадившихся в этот день 60 лет назад на побережье Нормандии, началась в воскресенье во второй половине дня в городе Арроманш на берегу Ла-Манша. В ней принимают участие главы государств и правительства 16 стран и руководство Европейского Союза.
Среди них - президент России Владимир Путин, президент Франции Жак Ширак, британская королева Елизавета II и премьер-министр Тони Блэр, президент США Джордж Буш, канадский премьер-министр Поль Мартин, канцлер Германии Герхард Шредер.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, лидеры стран приехали в Арроманш из Кана на автобусах и заняли места на трибунах в первых рядах. Через пару минут на собственном внедорожнике RangeRover с королевским штандартом приехала королева Великобритании Елизавета Вторая и ее супруг герцог Эдинбургский. Гости встретили появление королевы аплодисментами, а Ширак проводил Елизавету и усадил в первый ряд по правую руку от себя. Когда приехал Буш с супругой Лорой, они заняли место по левую руку от Ширака. Рядом с ним - место президента России Владимира Путина. Премьер-министр Великобритании Тони Блер и канцлер Германии Герхард Шредер занимают места во втором ряду сразу за Владимиром Путиным.
Президенты, премьер-министры, монархи 15 стран, несколько сот ветеранов Второй мировой войны около 10 минут ждали президента США Джорджа Буша. Американский лидер с супругой прибыли в Арроманш в личном лимузине, и поэтому несколько отстали от остальных гостей, которые приехали сюда в автобусах.
Есть что вспомнить
6 июня 1944 года в 7:25 утра по местному времени на лежащий перед Арроманшем песок пляжа "Голд" под плотным огнем гитлеровских орудий начала высадку 50-я пехотная дивизия Его Королевского Величества.
Арроманш стал ключевым стратегическим элементом всей операции Overlord, так как именно здесь за четыре дня был создан гигантский мобильный порт, через который до конца августа проходила единственная линия снабжения союзнических войск.
Высадка десанта союзников в Нормандии 6 июня 1944 года стала полной неожиданностью для гитлеровского командования. Частью плана дезинформации гитлеровского командования стали массированные "отвлекающие" бомбардировки авиацией союзников многих городов на западе и севере Франции. Принеся в жертву тысячи мирных жителей, погибших под руинами, союзники сумели добиться главного - фактора внезапности.
Архивные документы свидетельствуют, что фашисты никак не ждали атаки именно 6 июня и в Нормандии. Немцы также были уверены в неприступности "Атлантического вала" - уникальной системы фортификационных сооружений из бетона и стали.
В день "Д", когда операция началась, сильно мешала погода - шел проливной дождь и дул штормовой ветер. Для выброски десанта были задействованы около 7 тысяч десантных судов и кораблей, а с помощью 3,5 тысяч планеров в тыл к немцам уже в первый день удалось забросить до 50 тысяч морских пехотинцев. Десант приземлился рядом с Сент-Мер-Эглиз, который стал первым французским городком, освобожденным от гитлеровцев.
Сейчас здесь живут всего 2,5 тысячи человек. В июне 1944 года один из парашютистов зацепился при приземлении за купол местного собора. И вот уже 60 лет под ветром на этом собора колышется священная для Сент-Мер-Эглиз реликвия - купол парашюта. Каждые несколько лет он обновляется.
История также свидетельствует, что первым освобожденным домом на французской земле стало кафе "Гондре" в Ранвилле - городке рядом с Ла-Маншем.
Союзникам в ходе операции Overlord удалось блестяще решить ряд технических проблем. Для снабжения наступающих войск горючим по дну Ла-Манша был проложен специальный трубопровод. Из бетонных блоков, переправленных через пролив на баржах, в городе Арроманш был почти моментально возведен временный порт - он принимал до 9 тысяч тонн грузов в день.
У немцев были и роковые совпадения: командующий участком фронта в Нормандии фельдмаршал Роммель в самый канун высадки десанта уехал в Германию на день рождения супруги.
Советское командование, бойцы Красной Армии, все население страны с первых дней страшной войны с фашистами желали открытия второго фронта союзников. Но СССР пришлось ждать этого события почти три года.
Сроки операции Overlord были установлены на Тегеранской конференции "Большой Тройки" в конце 1943 года. Лидеры США и Великобритании учитывали, что промедление с открытием второго фронта нанесет ущерб их интересам в Европе после окончания войны.
В России в 1994 году тот факт, что лидер страны не был приглашен на 50-летние торжества в Нормандию, был встречен с громадным недоумением. "Российская газета" писала в этой связи: "Наверно, объяснимо то, почему не приглашена Россия. Как-то неуютно в присутствии тех, кто внес основную лепту в победу над гитлеровской Германией, похваляться своими ратными доблестями, пусть и в крупнейшей десантной операции Второй мировой войны, но все же именно операции, а не в решающем сражении войны".
Через 10 лет историческая правда была восстановлена. Приглашение президенту России Владимиру Путину прибыть на торжества во Францию президент Жак Ширак передал лично в ходе краткого рабочего визита в Москву в начале апреля.
Приглашен на нынешнюю церемонию и канцлер ФРГ Герхард Шредер. 10 лет назад тогдашнего главу Германии канцлера Гельмута Коля не пригласили во Францию.
Высадка союзников в Нормандии стала решающим фактором в приближении окончания Второй мировой войны, считают ветераны
Высадка союзников в Нормандии была решающим фактором в приближении окончания Второй мировой войны. Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал британский ветеран Билл Дэвис, участвовавший в 1944 году в знаменитой операции Overlord. "Мы начали с высадки в Нормандии, Рождество 1944 года мы встретили в Арденнах, а война для меня окончилась в Гамбурге", - вспоминает ветеран, ныне живущий в пригороде Лондона Боремвуде.
"Самое большое впечатление на меня произвело то, что я остался жив. Я видел смерть моих друзей и сослуживцев. Но на войне немного другое восприятие: либо убиваешь ты, либо убивают тебя", - сказал Дэвис.
После войны он участвовал в нескольких встречах британских ветеранов. Намерен он отметить и нынешний юбилей. "Завтра я собираюсь на памятную службу, которая пройдет в Сазекском соборе на юге Лондона, а потом у нас состоится встреча ветеранов", - сообщил Билл Дэвис. За торжествами в Нормандии он и его жена наблюдают по телевизору.
"Я также считаю важным, что в наших школьных программах сохранились уроки по изучению второй мировой войны. Меня постоянно приглашают выступить перед школьниками, и я с удовольствием это делаю, потому что хочу напоминать потомкам об уроках войны", - заключил Дэвис.
Другой ветеран нормандской операции, Алан Боуэрс, ныне живущий в городе Честерфилд, также поделился своими воспоминаниями о последних месяцах войны. "Проведение операции держалось в строжайшем секрете. Мы тренировались в Норфолке, где были очень похожие условия местности, как в Нормандии. Мы знали, что нам предстоит вторжение во Францию, но не знали, в каком именно районе, когда и в каких масштабах это будет происходить", - отметил Боуэрс.
"Я был в передовой группе, высадившейся в Нормандии около 2 часов ночи 6 июня 1944 года. Мои сослуживцы из полка герцога Веллингтона 49-й пехотной дивизии должны были высадиться позже. Мы должны были разведать территорию для нашего батальона,который занял ее тремя днями позднее. Лишь семеро из десяти членов передовой группы вернулись обратно", - рассказал британский ветеран. "Это была ужасающая ситуация", - добавил он.
"В итоге затем я прошел всю Бельгию и Голландию, где и закончилась для меня война весной 1945 года", - вспоминает Алан Боуэрс.
Сейчас ему за 80, а тогда было чуть больше двадцати. На одном из этапов операции он принимал участие в освобождении немецкого городка Ферде, где содержались пять тысяч советских пленных. "Там было примерно три тысячи женщин и две тысячи мужчин", - отметил Боуэрс. "Мы освободили их, они были в ужасном, отчаянном состоянии. Они были очень рады видеть нас, британских солдат, которые их освободили. Мы отправили их на родину, но вот что с ними произошло там, остались ли они в живых, мне неизвестно", - констатировал он.
Однако самой восхитительной историей он до сих пор называет увиденное им в одном из голландских домов. "Мы шли по улице города, когда к нам подошел какой-то голландец и на чистом английском языке сказал: "Пойдемте, я вам покажу нечто такое, чего никто не видел". Оказалось, что на протяжении почти пяти лет, с июня 1940 по апрель 1945 года, он скрывал в своем доме семью еврейских музыкантов из Гамбургского филармонического оркестра. "Они бежали от режима нацистов в Голландию за день до ее оккупации Германией. И все это время на свой страх и риск он держал их в своем доме. Даже соседи не знали об этом", - рассказал ветеран.
"И вот они заварили на всех сэкономленную четвертушку пакетика чая, а музыканты устроили для нас концерт. Один играл на фортепиано, еще один на скрипке. Я тогда мало что понимал в музыке, и не помню, что именно они играли, но мне кажется, что это был Шуберт. Мы почувствовали себя как будто в концертном зале, это было так трогательно", - вспоминает Алан Боуэрс.