Британские военные изобрели аналог 3D-очков еще во время Второй мировой войны, что помогло летчикам уничтожить многочисленные немецкие реактивные ракеты "Фау-1" и "Фау-2"
BBC News
Британские военные изобрели аналог 3D-очков еще во время Второй мировой войны, что помогло летчикам уничтожить многочисленные немецкие реактивные ракеты "Фау-1" и "Фау-2" Эксперты изучали фотоснимки на авиабазе Медменхэм, что в Букингемшире. Чтобы сделать фотографии трехмерными, применялось относительно простое изобретение викторианских времен - стереоскоп
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Британские военные изобрели аналог 3D-очков еще во время Второй мировой войны, что помогло летчикам уничтожить многочисленные немецкие реактивные ракеты "Фау-1" и "Фау-2"
BBC News
 
 
 
Эксперты изучали фотоснимки на авиабазе Медменхэм, что в Букингемшире. Чтобы сделать фотографии трехмерными, применялось относительно простое изобретение викторианских времен - стереоскоп
BBC News
 
 
 
К настоящему времени в живых остался единственный пилот отделения - 88-летний Джимми Тэйлор. "Это была лучшая работа в Королевских военно-воздушных силах
BBC News

Британские военные изобрели аналог 3D-очков еще во время Второй мировой войны, что помогло летчикам уничтожить многочисленные немецкие реактивные ракеты "Фау-1" и "Фау-2", тем самым снизив ущерб Великобритании и ускорив завершение военных действий, рассказывает телерадиокорпорация BBC.

Ракеты причиняли изрядное беспокойство населению юга Англии. Но ущерб оказался бы еще более тяжким, если бы не разведчики, которые лишь благодаря трехмерному видению установили местонахождение немецких арсеналов.

Эксперты изучали фотоснимки на авиабазе Медменхэм, что в Букингемшире. Чтобы сделать фотографии трехмерными, применялось относительно простое изобретение викторианских времен - стереоскоп. Работал он по тому же принципу, что и современные 3D-очки, и позволял исследователям измерять высоту зафиксированных на земле объектов, включая ракеты и пусковые установки.

Для создания такой карты контролируемых Германией территорий Европы пилотам отделения аэрофотосъемки, созданного в 1940 году, пришлось с истребителей Spitfire сделать десятки миллионов снимков, что позволило изготовить 36 млн фотокарточек.

Чтобы землю действительно удалось увидеть в трех измерениях, съемку требовалось вести в тщательно отработанной последовательности - так, чтобы каждое последующее изображение перекрывало предыдущее, захватывая 60% его площади. Только такие снимки при взгляде на них через стереоскоп приобретали объем.

Эти требования делали работу летчиков особенно трудной, ведь им необходимо было, пилотируя самолет на высоте 9000 метров, еще и уклоняться от ударов вражеских зенитных орудий. Вооружение с истребителя пришлось снять из-за веса пяти камер.

К настоящему времени в живых остался единственный пилот отделения - 88-летний Джимми Тэйлор. "Это была лучшая работа в Королевских военно-воздушных силах. Мы пилотировали самый красивый самолет, и самый быстрый для своего времени. У нас не было ни пулеметов, ни пуль, так что я никого не убил. Ничего физически не остается от полетов, да и бомбы призваны уничтожать, а не создавать. А вот фотографии по-прежнему с нами, и они по-прежнему полезны", - говорит ветеран.

Операция "Арбалет"

Операция "Арбалет" началась в 1942 году, когда Spitfire, пролетев над местечком Пенемюнде, что на северо-востоке Германии, обнаружил на местном аэродроме три круглых сооружения из бетона и земли. Сначала в них не нашли ничего странного.

Ведь о самих ракетах V ("Фау") разведка узнала лишь в 1943 году, когда подслушала разговор двух немецких генералов, сидевших в британском плену. Тогда-то летчикам и приказали найти место их производства, и они вспомнили о сооружениях, зафиксированных в Пенемюнде. Под одним из них они разглядели пусковую установку, определив, что в нее должна поместиться ракета высотой примерно 14 м.

О кропотливой работе по анализу данных аэрофотосъемки вспоминает 92-летний Джеффри Стоун, работавший на базе в Медменхэме. "Необходимы были внимание и способность сосредотачиваться на мелких деталях. Мы работали допоздна, но не жаловались, ведь не было иного способа понять, что делается в центральной Европе", - рассказал Стоун.

Так эксперты нашли пусковые установки в оккупированной Франции. Чтобы получить более подробные снимки, разведчики вылетели к месту их обнаружения уже целенаправленно, причем некоторые сорвиголовы пролетели над ними аж на тридцатиметровой высоте.

17 и 18 августа 1943 года 500 бомбардировщиков разгромили промышленно-исследовательский центр в Пенемюнде и пусковые установки во Франции. В результате этого налета работы по программе были приостановлены, многие германские ученые, которые ими руководили, погибли.

Производство ракет немцы вынуждены были перенести на подземный завод в горах Тюрингии, а также в оккупированную Польшу - вне зоны досягаемости британских разведчиков. Поэтому британцам пришлось лишь уничтожать пусковые установки. Еще одна успешная бомбардировка "лыжных баз" состоялась в конце 1943 года. "Лыжными" ракетные базы называли, поскольку они включали в себя длинные здания, напоминавшие по своей форме лыжи.

Полностью остановить ракетную программу Гитлера британцам не удалось, и первые V-1 поразили Лондон летом 1944 года. Они прекратили досаждать британской столице уже с 7 сентября, сменившись на V-2. Защититься от этих ракет было невозможно - они не создавали шума, а значит, не было возможности даже заранее оповестить население об ударе. Оставалось только наносить удары по пусковым установкам.

Немцы стали тщательно маскировать ракетные базы, подвозя на них сами ракеты в последний момент. Британцы в ответ наносили удары по автомобильным и железным дорогам, чтобы затруднить снабжение баз, а их местонахождение они определяли по косвенным признакам - таким как следы от падения на землю разгонных двигателей.

Пока армии союзников не освободили оккупированные территории, с которых наносились удары, под ударами ракет "Фау" погибли около 9000 человек, но могло бы - гораздо больше. Немцы собирались запускать до 2000 ракет "Фау" ежедневно, и в случае успеха, конечно, оказали бы серьезное влияние на ход войны.