Оппозиция Турции заявила, что оспорит результаты референдума по поправкам в конституцию, но не сможет провести массовые акции протеста
Global Look Press
Оппозиция Турции заявила, что оспорит результаты референдума по поправкам в конституцию, но не сможет провести массовые акции протеста
 
 
 
Оппозиция Турции заявила, что оспорит результаты референдума по поправкам в конституцию, но не сможет провести массовые акции протеста
Global Look Press

Старейшая политическая партия Турции - оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) - намерена требовать от Центризбиркома Республики пересчета около 60% бюллетеней, заполненных избирателями на референдуме, прошедшем в воскресенье, 16 апреля. На референдум об изменении конституции были вынесены 18 поправок. В частности, они касаются расширения полномочий президента станы и перехода от парламентской к президентской республике.

Зампред РНП Эрдал Аксюнгер заявил, что власти занимались манипуляциями в свою пользу при подсчете голосов.

Прокурдская Партия демократии народов (ПДН) также выразила намерение обратиться в ЦИК для пересчета голосов. "Репрессивные меры властей бросили тень на легитимность всего референдума. Сопредседатели нашей партии находятся в тюрьме, референдум прошел в условиях режима чрезвычайного положения", - подчеркнул пресс-секретарь ПДН Осман Байдемир.

Противников перехода Турции к президентской республике оказалось чуть менее половины среди проголосовавших на референдуме, поэтому оппозиция может инициировать протесты. Однако массовыми они не станут, так как в стране продолжает действовать режим чрезвычайного положения.

Как заявил "Интерфаксу" директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев, "победа сторонников конституционных реформ на референдуме встретила негативную реакцию у тех, кто голосовал "против". По мнению оппозиции, были допущены фальсификации, и Центризбирком Турции закрывал глаза на определенные вещи. Будут ли противники реформ предпринимать активные действия? Определенные акции будут, но они не станут массовыми и значимыми, и не примут тот масштаб, на который хотелось бы рассчитывать оппозиционным силам".

По оценке тюрколога, власти и сторонники действующего президента Турции Реджепа Эрдогана основательно подготовилась к тому, чтобы сделать невозможным сколько-нибудь значимые "антиэрдогановские акции".

"Турция сейчас продолжает находиться в режиме чрезвычайного положения. И любые попытки вызвать массовые протестные акции будут моментально пресекаться. С учетом операций в юго-восточных провинциях, которые в Анкаре называют антитеррористическими, дополнительное нагнетание обстановки могло бы негативно отразиться на безопасности в Турции, в целом", - сказал Гаджиев.

"Массовый протест, вряд ли, возможен в значительной степени из-за того, что Эрдогану и его команде удалось укомплектовать аппараты государственных структур своими сторонниками. А для этого, после попытки госпереворота проводились массовые увольнения, и даже аресты", - отметил эксперт.

"Организация протестного выступления будет сложной с юридической точки зрения. Если противники реформ и оппозиция подадут заявку, то им будут выделяться места не на центральных площадях, а на окраинах, куда пресса точно не приедет освещать события. На площадь Таксим в Стамбуле рассчитывать не приходится", - считает он.

По его оценке, политические противники Эрдогана вряд ли сумеют консолидироваться в единую силу, и, скорее всего, не смогут организовать какие-либо совместные акции. "Если раньше на митингах могли объединиться республиканцы (партия социал-демократического толка, стоящая на позициях кемализма), и другие силы, из которых создавался негласный блок, то сейчас мы такого не увидим. Республиканцы останутся в одиночестве, поскольку на прокурдские силы им рассчитывать не приходится. Националисты, большей частью, выступили на референдуме в поддержку реформ", - отметил тюрколог.