Стокгольмский суд отказал России в обжаловании ареста ее госсобственности
Euronews
Стокгольмский суд отказал России в обжаловании ареста ее госсобственности Согласно тексту постановления суда Стокгольма от 22 октября, решение в пользу Зедельмайера сохраняет силу и должно быть исполнено
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Стокгольмский суд отказал России в обжаловании ареста ее госсобственности
Euronews
 
 
 
Согласно тексту постановления суда Стокгольма от 22 октября, решение в пользу Зедельмайера сохраняет силу и должно быть исполнено
НТВ
 
 
 
Россия может до 12 ноября подать в Верховный суд Швеции жалобу на арест
Россия-1

Стокгольмский суд отказал России в обжаловании ареста ее госсобственности, наложенного 11 октября для обеспечения требований немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, требующего от РФ компенсировать ему потерянные инвестиции при попытке организовать бизнес в Петербурге в 1990-х годах, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении судебный протокол.

Согласно тексту постановления суда Стокгольма от 22 октября, решение в пользу Зедельмайера сохраняет силу и должно быть исполнено. Россия может до 12 ноября подать в Верховный суд Швеции жалобу на арест.

Напомним, стокгольмский городской суд в начале октября постановил наложить арест на российскую собственность в Швеции в размере, "составляющем в настоящее время около 4 миллионов 730 тысяч 608 долларов США, включая издержки и проценты, которые могут быть покрыты при изъятии имущества" (как было указано в иске бизнесмена). Речь, по сведениям газеты, идет о шестиэтажном здании российского торгпредства в Швеции, расположенном в местечке Лидинге вблизи Стокгольма.

Франц Зедельмайер уверен, что "российские активы останутся замороженными вплоть до выплаты денег либо вынесения Верховным судом Швеции решения по этому вопросу". Бизнесмен подчеркивает, что арест российской госсобственности стал беспрецедентным случаем в судебной практике Швеции, пишет газета.

Российская сторона ранее выражала надежду на положительное решение по апелляции на арест своего имущества и заявляла, что намерена привлечь внимание судебных органов Германии к деятельности самого Зедельмайера.

Между тем, как заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков, Россия будет отстаивать свою позицию в споре с Зедельмайером из-за собственности в Швеции и обратится в Верховный суд этой страны после получения документов об аресте торгпредства под Стокгольмом.

"Наши адвокаты пока не получали решения суда об отклонении апелляции российской стороны, которая требовала отменить обеспечительные меры, наложенные стокгольмским судом на здание российского торгпредства в местечке Лидинг близ Стокгольма", - заявил Хреков.

"Если мы такие документы получим, то мы обязательно продолжим отстаивать свою позицию и будем обращаться в Верховный суд Швеции", - подчеркнул он.

Напомним, в 2006 году Зедельмайеру удалось отсудить у России здания бывшего советского торгпредства в немецком городе Кельн. В 2008 году Москва выкупила комплекс зданий у Зедельмайера за 2,9 млн евро. Комментируя сделку, Зедельмайер уточнил, что российская сторона не выкупила имущество на торгах, а добровольно уплатила сумму долга.

Перед этим немецкий бизнесмен подал на Россию в суд за причинение ему многомиллионного ущерба и выиграл процесс. Но поскольку платить добровольно российские власти отказались, Зедельмайер через суд добился наложения ареста на принадлежащий Москве комплекс зданий в Кельне.

В начале 1990-х 44-летний Франц Зедельмайер возглавлял немецко-российское охранное предприятие. Оно, в частности, снабжало милицию формой, бронежилетами и транспортными средствами. Соучредителем этой фирмы выступало ГУВД Санкт-Петербурга.

В качестве своего взноса оно передало фирме право аренды на особняк Мельцера на Каменном острове - особняк, в котором ранее отдыхали советские министры. Немец потратил 2,35 млн долларов на его превращение в конференц-центр и место для тренировок сотрудников служб безопасности.

Однако в 1990-е годы деятельность фирмы была объявлена в России незаконной, и вместе с фирмой у Зедельмайера отобрали и особняк - его новым владельцем стала администрация российского президента.

О том, что особняк экспроприируют и планируют использовать под государственную резиденцию, Зедельмайеру по телефону сообщил Владимир Путин, который в то время отвечал в петербургской мэрии за контакты с иностранными бизнесменами.

"Путин посоветовал мне судиться", - говорит Зедельмайер. В 1998 году бизнесмен выиграл в Стокгольмском международном коммерческом арбитражном суде дело против российского правительства: арбитраж присудил бизнесмену 2,3 млн долларов компенсации потерянных инвестиций.

Поскольку Россия с ним так и не рассчиталась, Франц Зедельмайер решил прибегнуть к той же тактике, что и швейцарская фирма Noga, то есть к аресту российских активов за рубежом.

Бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся - частные охранники выставки не пустили приставов на территорию.

Суды Германии решение арбитража признали и попытались обратить взыскание на российскую госсобственность, находящуюся в Кельне.

Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе - немецкие суды решили, что дом используется в "суверенных целях" (то есть для государственной деятельности, в данном случае - внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.

Ранее притязания Зедельмайера на российскую собственность в Швеции ограничились арестом дивидендов, которые причитались РФ от шведского АО "Рус Вуд" (акции принадлежат России). Арест на дивиденды шведские приставы наложили 30 января 2008 года, когда "Рус Вуд" должна была выплатить России около 38 тыс. евро.

Как отмечают юристы, общий арест российских активов в Швеции, по мнению юристов, создает риск не только для российских властей, но и для госпредприятий. Они напоминают, что попытки преследовать российское имущество за рубежом, предпринятые в похожей ситуации швейцарской фирмой Noga, закончились неудачей, но создали российским организациям серьезные проблемы.