Конституционный суд РФ вынес решение, которое запрещает наказывать честных покупателей нерастаможенных машин.
Поводом к рассмотрению дела, касающегося проверки конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса РФ стала жалоба жителя Челябинска Виктора Костенко, на чей автомобиль Toyota была аннулирована регистрация по причине того, что лица, ввозившие в РФ этот автомобиль и в дальнейшем продавшие его Костенко, не уплатили таможенную пошлину.
Конституционный суд постановил, что лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию РФ и которые не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление транспортных средств, являются полноправными собственниками данного транспортного средства, а значит, имеют полное право пользоваться им.
Таким образом, регистрация автомобиля Toyota должна быть восстановлена, независимо от того, взысканы с нее таможенные платежи или нет.
Как отмечает "Российская газета", нормы, на которые жаловался в суд Костенко, сейчас уже не действуют из-за того, что введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Но высказанная в постановлении позиция Конституционного суда крайне важна и не устарела, так как нормы о контрабанде остались неизменными и в союзном Таможенном кодексе.
Исходя из решения суда, действующая на нынешний момент норма, когда регистрация автомобилей, не прошедших таможенное оформление, аннулируется, признана неконституционной. Суд отметил, что никто не вправе пользоваться контрабандой, однако собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. А отвечает за нерастаможенный товар декларант - человек, перемещающий товары, и таможенный посредник, декларирующий товар от собственного имени.
Конституционный суд специально для ГИБДД подчеркнул: законодательство не запрещает регистрационные действия с подобными автомобилями. Более того, запрет регистрировать авто честным покупателем является незаконным. Все решения по делу Костенко подлежат пересмотру, постановил Конституционный суд РФ.