Недавние погони со стрельбой в Москве вызвали большой общественный резонанс. Четырехчасовое преследование неадекватного таксиста в Москве, в результате которого чуть не погибли дети, и гонки за белым Porsche Cayenne, который мчался со скоростью более 200 км\ч, вызвали ожесточенные споры о том, как правильно московским полицейским надо было задерживать нарушителей.
Согласно сложившейся практике, сотрудники ГИБДД при задержании нарушителя часто применяют табельное оружие. Однако при этом редко используют специальную ленту с шипами, чтобы проколоть колеса автомобиля нарушителя.
На таран идут в исключительных случаях, из-за того что ремонт служебного автомобиля экипажи оплачивают сами.
Более того, чаще всего у дорожной полиции имеются автомобили, которые не предназначены для преследования спортивных и мощных машин. По странному совпадению Porsche и Mercedes в полицейском автопарке сопровождают крупных чиновников, а не преследуют нарушителей.
Совершенно по-другому ведут себя полицейские в других странах, когда задерживают любителей быстрой езды. О разных технологиях борьбы с правонарушителями в странах Европы и Америки пишет в своей статье "Российская газета".
В США, как правило, преступника, который реально создает опасность участникам дорожного движения, сначала пытаются остановить, проколов ему колеса с помощью шипованной ленты. Если он продолжает движение, то полиция старается заблокировать автомобиль-нарушитель или сбить машину в кювет.
Согласно специально разработанным в полиции приемам, бить легковую машину принято в правое заднее колесо на скорости, не превышающей 40 миль в час, - шансы безопасно остановить "водителей-беспредельщиков" наиболее высоки. Если арестованный в итоге нарушитель не только довел дело до полицейской погони, но и вынудил копов применять их навыки, то суд не только отберет права за такую "езду без тормозов", но и отправит на несколько месяцев в тюрьму, а также наложит штраф в несколько тысяч долларов.
Во Франции дорожные жандармы ездят на специальных форсированных автомобилях. Перед тем как выехать на патрулирование, они проходят специальную подготовку, а также регулярно тренируются на спортивных автотрассах.
Однако при этом жандармы стараются не устраивать преследования со стрельбой и прочей пиротехникой, а задерживать нарушителей на съездах с трасс.
Что касается серьезных мер, таких как раздвижные рамы с шипами, то они используются в исключительных случаях и вне скоростных автотрасс, когда надо задержать особо опасных преступников. Как это было пару лет назад, когда в районе Лиона брали банду, которая специализировалась на доставке с помощью мощных болидов наркотиков из Бельгии в центр Франции. Тогда было конфисковано свыше 120 килограммов героина и арестовано более дюжины человек.
В Великобритании тормозить лихача призван дорожный полицейский патруль. Полицейский сделает нарушителю знак остановиться рукой, но не жезлом, ибо жезлов у британской полиции не имеется. Если нарушитель не реагирует, за ним вдогонку отправится либо полицейская машина, либо сопровождающий ее в патруле полицейский мотоцикл. Если же скорость нарушителя создает прямую угрозу другим участникам дорожного движения, на подмогу будет вызван полицейский вертолет.
Транспортные полицейские, как и большинство остальных полицейских, как правило, не носят оружия. Поэтому в чрезвычайной ситуации на помощь им будут привлечены специальные подразделения вооруженной полиции.
В Италии дорожная полиция в большинстве случаев не устраивает автогонки, а выписывает нарушителю штраф за превышение скорости. Сейчас в дорожной полиции не хватает людей, и полицейские не могут позволить себе устраивать практиковавшиеся ранее гонки.
В тех редких случаях, когда это все же происходит, на перехват нарушителя обычно выделяются всего лишь две патрульные машины. Один экипаж с помощью электронного пистолета определяет скорость движения автомобиля на расстоянии и тут же сообщает всю информацию о нарушении через радиосвязь второй машине, находящейся где-то в километре от первой. Второй патруль, в свою очередь, пытается перехватить и остановить гонщика.
Эта операция может завершиться как простым разговором с водителем, так и лишением его прав до трех месяцев.
В Польше полиция включает световой спецсигнал и начинает преследование лихача. Одновременно в патрульной машине ведется видеозапись.
В случае если нарушитель не останавливается, находящиеся на трассе, по которой он следует, полицейские машины предпринимают меры для того, чтобы его догнать и остановить. В частности, они могут преградить ему путь, заблокировать ближайший перекресток. Однако они не имеют права, к примеру, стрелять в автомобиль, если нет информации, что преследуемый - преступник.
Когда нарушитель остановлен, то он не имеет права выходить из автомобиля. Он должен выключить двигатель, включить аварийный свет и сидеть в машине, положив руки на руль, до других распоряжений сотрудника полиции.
В случае если автомобилист пьян, ему грозит лишение свободы до двух лет и лишение водительских прав от года до десяти лет.
Как видно из опыта зарубежных стран, нарушитель всегда несет наказание. К сожалению, в России все наоборот.
Сотрудники ДПС, которые преследовали неадекватного таксиста Виталия Гродика, уволились по собственному желанию. По официальной версии, они покинули службу в ГИБДД в связи с тем, что ругались матом во время погони. Есть мнение, что на самом деле увольнение произошло после того, как сотрудники отказались оплачивать ремонт разбитой во время погони служебной машины.
В другой истории, с белым Porsche, виноватыми снова оказываются сотрудники ДПС, сообщают "Вести-Москва".
По мнению руководства, сотрудники не включили проблесковые маячки и звуковой сигнал во время преследования и открыли огонь не на своей территории.
За это им грозит наказание вплоть до увольнения.