Pixabay.com

11 апреля премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил правила внесения изменений в конструкцию эксплуатируемых автомобилей и других видов колесного транспорта. Соответствующее постановление, которое вступит в силу 1 июня 2019 года, было опубликовано на сайте правительства.

"До настоящего времени порядок внесения изменений в конструкцию машин утвержден не был, что делало этот процесс сложным, запутанным и дорогостоящим для автовладельцев. Подписанным постановлением такой порядок утвержден", – цитирует ТАСС пояснительную записку к документу.

Как пишет "Российская газета", речь идет о различном тюнинге автомобилей, установке кенгуринов, лебедок, а также газобаллонного оборудования. Ранее процесс согласования такого допоборудования был сложен и могу отличаться в разных регионах. Новый порядок должен упростить получение свидетельства о регистрации ТС после тюнинга.

Спрос на легализацию изменений в конструкцию и тюнинга ежегодно растет. Если в 2015 году ГИБДД зарегистрировала 29 тыс. изменений (из них 6,8 тыс. — перевод машин на газ), то в 2016 году — уже 166 тыс. изменений (94 тыс. — газ), в 2017 году — 307 тыс. изменений (238 тыс. — газ). Статистики за 2018 год пока нет, отмечает "Коммерсант".

Прописанная в постановлении процедура предполагает, что перед установкой допоборудования владелец транспортного средства должен обратиться в специализированную лабораторию, которая выдаст заключение о возможности предполагаемого изменения в конструкции. Затем это заключение должно быть внесено в реестр Минэкономразвития (создать его ведомство должно к 1 января 2020 года).

После этого заявитель должен обратиться в ГИБДД для получения разрешения на переделку – предъявлять машину во время этого обращения не нужно. В документе перечислены причины, по которым автовладельцам могут отказать в выдаче разрешения. В этот список включены изменения, ведущие к уничтожению идентификационного номера, изменение колесной базы, увеличение максимальной массы, а также замена кузова, кабины или шасси частями, которые не предусмотрены маркой транспортного средства, пишет "За рулем".

В случае получения разрешения автовладелец должен установить оборудование, а затем снова обратиться в лабораторию для проведения испытаний и получения соответствующего протокола, который также должен быть внесен в реестр Минэкономразвития. Далее автомобиль должен пройти техосмотр, а затем владелец транспортного средства должен во второй раз посетить ГИБДД, чтобы получить свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности. После получения такого свидетельства необходимо в течение 10 дней внести изменения в регистрационные данные транспортного средства.

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, появление порядка согласования тюнинга принесет пользу, но к документу есть ряд вопросов. В частности, пункт про отказ в установке частей кузова от другой марки создаст возможность инспекторам трактовать этот запрет по-своему.

"Непонятно, какие документы нужно будет в данном случае предъявлять — от производителя компонентов или от завода—изготовителя машины? Нужны будут разъяснения от ГИБДД", - считает Шапарин.

Также он отметил, что на сегодняшний день в России существует всего 17 испытательных лабораторий, и только 5 из них, по оценке Шапарина, занимаются реальной экспертизой, тогда как остальные "штампуют заключения без проверок". С 1 июня можно ожидать резкий рост спроса на услуги таких лабораторий.

Новые правила создадут проблемы и для автошкол, которые должны согласовывать с ГИБДД изменения, вносимые в конструкцию учебных машин. На это обратила внимание президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

"Для того, чтобы такую машину можно было запустить в учебный процесс, ее надо оформить через внесение изменений в конструкцию. Непонятно, как это делать законно, если у нас на всю страну всего 17 лабораторий. Что делать автошколам, например, в Норильске? Грузить учебную машину на самолет? Качественную реализацию новых норм необходимо обеспечить наличием необходимого количества центров", - считает Шутылева.