Медвежьи поправки
Если рассматривать прошедшие 11 марта по всей России региональные парламентские выборы как праймериз, предварительное и контрольное голосование, то результаты его таковы: список "Единой России" выиграл в 13 регионах (46% голосов). КПРФ в среднем по регионам заняла второе место (16%).
Близко к ней выступила "Справедливая Россия", мечтающая стать второй главной партией в стране (12%). Правда, только в пяти регионах "эсэры" заняли второе место, один раз оказались на первом месте, а в Омской области не прошли вовсе. В целом "справороссы" в некоторых регионах выступили впечатляюще: в Тыве партия Миронова получила более 31% голосов, в Карелии – 16%, в Липецкой и Свердловской областях – свыше 11%. В Астраханской области «Родина» вышла на второе место, получив 16% голосов. РПП во всех шести регионах, где участвовала в выборах, преодолела 7-процентный барьер, получив в Свердловской области больше 18% голосов.
Четвертое место - за ЛДПР (около 9%). Найдется ли место в парламенте для правой оппозиции, а если да, то кто это место займет – этот вопрос остается открытым. Депутаты от СПС попали в пять региональных парламентов. "ЯБЛОКО" не преодолело 7-процентный барьер ни в одном из четырех регионов, где было допущено к выборам.
"Единая Россия" фактически получила столько процентов, сколько и запланировала. Эксперты такое точное попадание объясняют выправленным именно под партию власти избирательным законом. Впервые в России выборы в соответствии с новыми поправками в избирательное законодательство проводились в октябре 2006 года.
Среди этих поправок:
- 7-процентный барьер,
- Лишение депутата мандата за переход из одной фракции в другую: "Единая Россия" не смогла помешать объединенным демократам пройти в Мосгордуму, куда Объединенные демократы пробились, выдвинув кандидатов от СПС, «зеленых» и "солдатских матерей" по списку "ЯБЛОКА". Депутаты от "Единой России" стали авторами закона, запрещающего политическим партиям выдвигать кандидатами на любых выборах членов других партий. Те, кто, избравшись по спискам одной силы, перейдет в другую, потеряет свой мандат.
- Запрет блоков. После того, как "Единая Россия" проиграла ряд региональных выборов оппозиционным избирательным блокам, блоки были запрещены на всех уровнях. Из избирательного законодательства были изъята возможность создавать любые предвыборные конструкции, чтобы сделать невозможным объединение оппозиции под общим флагом (в сочетании с 7-процентным барьером это делает попадание оппозиции в парламент практически невозможным).
- Повышенные требования к минимальному количеству членов в каждой из партий. Если в 2004 году для того, чтобы быть зарегистрированными, необходимо подтвердить наличие 10 тысяч членов, то с 2005 года требуется уже 50 тысяч. Для большинства партий это непреодолимое препятствие.
- Снижение барьера явки до 20% сыграло на руку "Единой России". По новым правилам она получает преимущество всюду: по статистике около трети граждан, преимущественно сельские жители и обитатели малых городов, всегда голосуют за партию власти. Выборы для них – ритуальное действие. Снижение барьера явки до 20% делает эту группу избирателей достаточно многочисленной для победы. Мониторинг показывает, что от того количества избирателей, которые традиционно ходят, единороссы стабильно получают 40-45%.
- Отсутствие в бюллетене строки "Против всех". С отменой графы "против всех" недействительных бюллетеней стало больше (согласно мониторингу Независимого института выборов): в Петербурге - 3,05%, в Ставропольском крае - 4,82%, Ленинградской области - 3,95%, Московской области - 3,10%. Раньше стандартным уровнем считалось около 2%.
- Сохранение за партией "отказных" мандатов. Это правило было принято, поскольку "Единая Россия" не захотела терять мандаты "паровозов" - включенных в избирательные списки министров, артистов или губернаторов, вытягивающих дополнительные проценты. Во время региональных выборов в 2007 году в восьми из девяти регионов избирательные списки "единороссов" возглавляли президенты субъектов или губернаторы. Естественно, они не намеревались становиться обычными депутатами и отказались от мандата в пользу менее именитых однопартийцев.
- Повышение суммы избирательного залога, который партия обязана внести в случае недостаточного количества подписей избирателей. Так, для партий эта сумма колеблется от 300 тысяч рублей до 10 млн, а для кандидатов - от 22,5 тысяч рублей до 1,5 млн. Повышение "тарифов" привело к тому, что на выборы попадают только богатые партии или те, у кого есть покровители из бизнес-структур. В России фактически введен имущественный ценз для участия в выборах. Его главные составляющие - гигантские избирательные залоги и резко возросшая стоимость избирательной кампании. На последние выборы в регионах "ЕдРо" потратило 550 млн рублей, "Справедливая Россия" - 400 млн, СПС - 200 млн. Выборы стали уделом богатых кандидатов и больших ресурсов.
Назад, к 6-ой статье Конституции СССР
Новые поправки в выборное законодательство нацелены на формирование жестко регулируемой партийной политической системы, в которой партии становятся основными рычагами формирования законодательных органов власти всех уровней.
Декларированная цель поправок: отсечь от участия в выборах слабые и лишенные влияния политические группировки, экстремистов, федеральных и местных "олигархов", желающих защитить свой бизнес депутатским мандатом, криминалитет и "неформалов"-индивидуалистов.
Эти цели достигнуты не были: криминал и "олигархи", как и прежде, попадают в законодательные органы по партийным спискам, но теперь, когда "проходных" партий стало меньше, места в списках резко выросли в цене.
Устойчивость новой политической системы, где места левых, правых и центра распределены заранее, определяется живучестью нескольких новых проектов, изобретенных в Кремле.
Левое крыло партии власти - это блок Российской партии жизни – "Родины" – "Российской партии пенсионеров" с условным названием "Справедливая Россия". Местные элиты консолидировались в рамках "Единой России", а в партию Миронова влились те, кому там не нашлось места, то есть старые неприятели правящих группировок.
Миронов – близкий друг президента Путина, поэтому его проект задуман и благословлен в Кремле, РПЖ не испытывает ни малейших проблем с деньгами, а любые истории об ущемлении кандидатов от этой партии со стороны местных властей становятся для РПЖ великолепным пиаром.
Однако востребованность пропрезидентской партии левого толка до сих пор под вопросом. "Единая Россия" сама сдвинулась влево – в ее программных документах о частной собственности – ни слова, зато много слов о роли государства в экономике. Пока "Единая Россия" и РПЖ пасутся на одном электоральном поле, мешая друг другу.
Еще одна сенсация – фактический разгром ЛДПР. Партия Жириновского преодолела барьер только в трех регионах и нигде не дотянула до 9% голосов. Возможно, избиратели просто устали слушать Владимира Вольфовича, потерявшего былой задор.
Практический результат законодательных перемен: реальная оппозиция лишена возможности победить – это уже не оппозиция, а либо марионетки, либо потенциальные повстанцы. Нынешняя формальная многопартийность – игры правящих элит, избиратели оказались практически отстраненными от политики.
Для сравнения: в большинстве демократических стран проходной балл в парламент не превышает 3-4 процентов, и никто не запрещает избирательные блоки. Более того, в 1999 году "Межрегиональное Движение "Единство" (МЕДВЕДЬ) участвовало в выборах именно как избирательный блок, а в последующие годы в ряды "медведей" вступили множество депутатов, которые выдвигались совсем от других партий. Если бы тогда действовали сегодняшние избирательные нормы, политическая карьера большинства депутатов Государственной думы нынешнего созыва закончилась бы, не начавшись.