Повод: Путин решил вернуть губернаторов и глав парламентов регионов в Совет Федерации


Реформe системы государственной власти Владимир Путин начал в 2000 году с образования федеральных округов, реформирования Совета федерации, изменения статуса региональных руководителей и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.

2 января 2002 года в соответствии с законом о новом порядке формирования Совета Федерации, состав верхней палаты Парламента был полностью обновлен. На смену губернаторам и главам региональных законодательных собраний, из которых ранее состоял СФ, пришли их представители.

Кто же теперь представляет регионы в верхней палате? Среди представителей губернаторов и местных законодательных органов в Совете Федерации нынешнего состава преобладают представители бизнеса. От общего числа сенаторов, работающих на постоянной основе, выходцы из разнообразных предпринимательских структур составляют большинство - 34%.

Второе место занимают "законодатели" - спикеры или депутаты местных парламентов. Их часть составляет 23%.

Третье место принадлежит бывшим чиновникам федерального масштаба, число которых достигает 19%.

На четвертом месте - местные чиновники ранга заместителя главы региона или зампреда правительства республики. Они составляют 11% от общего числа сенаторов. За ними идут губернаторы и мэры (6%), выходцы из силовых структур (5%) и партийные функционеры (2%).

Представители бизнеса - это в основном главы крупнейших региональных компаний: "Рыбинские моторы", "Уралгипротяжмаш". Немало бизнесменов-сенаторов до своего "поступления на работу" в верхнюю палату не имели совершенно никакого отношения к региону, чьи интересы они призваны отстаивать в СФ.

Факт преобладания бизнесменов в верхней палате объясняется тем, что именно крупные региональные компании зачастую обеспечивают до 90% доходной части бюджета субъекта РФ. Поэтому между лоббированием интересов бизнес-структур и интересов собственно региона в данном случае можно поставить знак равенства.

Существует и практика "покупки" кресел сенаторов. Расценки зависят от субъекта федерации, и существенно различаются - от пятисот тысяч до нескольких миллионов рублей. Другой способ "покупки" - спонсорская помощь на выборах глав субъектов РФ, за что победитель расплачивается местом в верхней палате.

Еще одна заметная тенденция - появление в Совете Федерации московских политиков федерального масштаба. Это и министр без портфеля в прежнем правительстве Рамазан Абдулатипов, и бывший госсекретарь РФ Геннадий Бурбулис, и бывший глава Счетной палаты Хачим Кармоков, и бывший вице-премьер правительства РФ Вадим Густов, и один из главных кремлевских пиарщиков, бывший глава "Росинформцентра" Михаил Маргелов.

Заметными игроками в процессе "комплектации" Совета Федерации стали и полпреды: представитель от Республики Коми Юрий Волков, Герман Петров от Республики Мордовия или Леонид Сухотерин от Коми-Пермяцкого АО.

Появились в рядах членов верхней палаты и выходцы из федеральных силовых структур - пять процентов от числа всех сенаторов, работающих на постоянной основе: первый заместитель главы Генштаба ВС РФ Валерий Манилов или Владимир Кулаков - глава ГУВР Минобороны. А также бывшие губернаторы, главы региональных парламентов и мэров городов (губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, глава Тюменской области Леонид Рокецкий).

Верхняя палата в ее нынешнем виде стала еще одной бюрократической машиной и в отличие от предыдущего состава нынешний выглядит гораздо более управляемой.

В результате реформы глава государства получил право отстранять от должностей региональных лидеров, которые с уходом из Совета федерации потеряли не только статус федеральных политиков, но и депутатскую неприкосновенность.