Подавляющее большинство представителей власти, ответственных за положение дел в армии, в вооруженных силах не служили, написала 26 февраля газета "Новые известия"
Более того, они защищены от воинской обязанности специальным законом, предоставляющим отсрочку от призыва членам Совета Федерации, депутатам Госдумы и и местных законодательных органов, а также всем руководителям исполнительной власти - от премьер-министра до сельского старосты, - на весь срок их полномочий.
А как обстоят дела в других странах?
Министр обороны США Дональд Рамсфельд службы в армии не избежал. Он закончил один из самых престижных в Америке Принстонский университет, а затем служил в не менее престижной военно-морской авиации США. Незадолго до Уотергейта Рамсфельд стал представителем США в НАТО, а в 1974 году стал главой президентской администрации (при Форде). В 1975-1977 годы был министром обороны США.
После того, как республиканцы проиграли на президентских выборах 1976 года, Рамсфельд подался в бизнес и руководил крупной фармацевтической компанией. Но потом вернулся к более близкой ему проблеме национальной безопасности В 90-е годы он руководил комиссией по оценке ракетной угрозы, которая пришла к выводу о том, что ракетами Америке угрожают Иран и Северная Корея. Фактически Рамсфельд - автор доктрины национальной безопасности команды президента Буша. Дональд Рамсфельд женат. У него трое детей.
Министр обороны Франции Мишель Альо-Мари - совершенно гражданский человек. Она первая женщина в истории Франции, возглавившая военное ведомство. А до этого предпочитала сравнительно мирные занятия: семь лет была мэром городка Сен-Жан-де-Люз, потом стала депутатом французского парламента и возглавила правящую Консервативную партию.
Она сильна в словесных баталиях, и не только когда речь заходит об ассигнованиях на расходы на закупку вооружений, выросшие при министре Альо-Мари в среднем на 14,6 млрд. евро ежегодно.
Не уступила она в дуэли на словах и министру Рамсфельду: "Мы уже вышли из доисторического периода, когда тот, у кого в руках самая большая дубинка, может ударить по голове другого, чтобы отнять ногу мамонта". Дискуссия касалась позиции Франции в иракской войне.У министра сложное отношение и к французскому военному гению Наполеону Бонапарту. Она вынуждена участвовать в дискуссии о судьбе жителей заморских территорий и департаментов Франции - Мартиники, Гваделупы, Французской Гвианы, Реюньона, где Наполеон восстановил рабство.
Гораздо более традиционный подход к военному ведомству в Китае. Министр обороны генерал-полковник Цао Ганчуань на армейской службе - с июля 1954 года. Учился некогда в СССР в Военной артиллерийской академии и в Даляньском училище русского языка НОАК. До назначения на пост он занимал должность начальника Главного управления вооружений. В 90-е годы Цао отвечал за покупку у России новейших вооружений, одновременно он руководил китайской программой пилотируемых космических полетов, также основанной на заимствовании ряда российских технологий. Цао - член Коммунистической партии с июля 1956 года, член Политбюро ЦК КПК, заместитель председателя Центрального военного совета КПК и КНР.
А вот один из самых колоритных министров обороны постсоветских стран - грузинский министр Ираклий Oкруашвили ни одного дня не служил в армии. Бывший лектор Тбилисского государственного университета получил в свое распоряжение военное ведомство после "революции роз". Грузия, подписав программы индивидуального партнерства с НАТО, взяла на себя обязательства разделить Генеральный штаб и Министерство обороны. Начальник Генерального штаба и главные командиры находятся в прямом подчинении президенту, в то время как гражданский министр обороны определяет оборонную политику, отвечает за финансы, бюджет, кадровую политику.
Однако Ираклий Oкруашвили - один из самых амбициозных политиков страны. Гражданский министр обороны яляется единоличным руководителем всей военной системы. Он дважды в течение года устраивал кадровые в Генштабе Грузии. Запомнился приветственной речью на параде войск, проведенном в зоне грузино-южноосетинского конфликта. Обращаясь к военнослужащим, министр сказал: "В двадцати километрах отсюда находится враг, а вы - те, кто этого врага может уничтожить!"