"Не то плохо, граждане, что кто-то куда-то на работу пошел, и не в том состоит дилемма: можно ли ради благородной цели сотрудничать с тем, кто вам представляется нехорошим. Такие вопросы вообще обычно ложная дихотомия, как в смысле формальной логики, так и в смысле соотношения с реальностью. Рога дилеммы в их кинематографически законтращенном виде "выбора Софи" во взрослой жизни встречаются крайне редко", - пишет политолог Екатерина Шульман на своей странице в Facebook.
"А плохо на самом деле то, что считается оправданием сотрудничества с воображаемым дьяволом (его, между нами говоря, не существует): собирать и потом раздавать деньги, "собирать средства непосредственно на счета тех, кто нуждается в этой помощи". Это в высшей степени вредная идея, порожденная, как большинство вредных идей, диким, легкомысленным невежеством. И эту-то дичь предполагается распространять силами государственной пропаганды, подрывая доверие к работающим организациям и инфицируя людей вторичным варварством простых рецептов от всех скорбей.
Никакие медицинские и социальные болезни не лечатся прикладыванием денег к больному месту. Выигравшие, например, в лотерею в большинстве случае вообще выигрывают скорую смерть, говорит нам угрюмая статистика. А уж люди, попавшие в беду, нуждаются не в деньгах, а в помощи - чтобы счесть, что это одно и тоже, надо быть изумительным идеалистом, прямо радикальным платоником.
Сами по себе деньги никого не лечат, не обучают и не защищают. Это делают люди, к которым нуждающегося надо направить, привести и рассказать, зачем это нужно. Фонды - не посредники между жертвователем и жертвой, не прокладки, которые тратят часть собранных средств на поддержание самих себя. Фонды, организации, НКО и есть помощь. Они обладают компетенциями, знаниями, социальным весом и моральным авторитетом. Это спасает жизни, а деньги тут только инструмент.
Из-за того, что фонды в публичной сфере заняты в основном сбором денег, возникает это ощущение "пожертвуй рубль - спаси жизнь". Нет, рубль не спасет ни одну жизнь, и миллион рублей тоже. Спасают врачи, педагоги, адвокаты, просветители, реабилитационные центры, учителя, тренеры, терапевты. Их работа должна быть оплачена, но должна быть оплачена полезная работа грамотных людей, а отличать нужное от ненужного и лечение от шарлатанства - это высокая компетенция и знание, зарабатываемое годами.
Фонды, рассказывайте о себе! Понятно, что вам больше хочется рассказывать о тех, кому нужна помощь прямо сейчас, но непонимание того, в чем состоит ваша работа, порождает эти дикие мифы "кругом мошенники" и "лучше просто дать денег". Уже удалось как-то просунуть в массовое сознание идею "не отправляйте подарков в детдома, а запишитесь волонтерами или жертвуйте волонтерским организациям".
Многие, в том числе и корпорации с их неприкаянными бюджетами CSR, выучили, что привезти сироткам игрушки и выслушать от них песенку - это не благодеяние, а разврат, а нужно оплатить нянечку, медсестру и человека, который будет регулярно водить детей гулять.
Следующим этапом надо объяснить обществу, что помогает не циферка и бумажка, а организация и структура, люди, а не деньги, консультация и знание, а не раздача слонов в безналичной форме. Даже в святочном рассказе типа "Чудесный доктор" доктор все же рецепт выписывает, а не просто кредитный билет оставляет под салфеткой. Я про это писала в "Такие Дела", но это все мало, мало, мало. Неученье - тьма".