"Вселенский патриарх Варфоломей не испугался страшилок Гундяева, Алфеева (церковная кличка – Илларион) и Венедиктова и заявил о праве Константинополя решать вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви без участия Москвы, а также о готовности решить этот вопрос положительно. Выступление Варфоломея на проходящем в Стамбуле Синаксисе – собрании всех иерархов Константинопольского патриархата – было крайне резким по отношению к Москве и крайне недвусмысленным в отношении предоставления автокефалии Киеву", - пишет колумнист "Ежедневного журнала".
"РПЦ, естественно, выступает против предоставления автокефалии Киеву. "Духовное единство Святой Руси разорвать невозможно", — сообщил Гундяев. И пригрозил, что "если оно будет разорвано, то неизвестно, что будет вообще с православной церковью".
"Понять иерархов РПЦ и их кремлевских хозяев можно. Автокефалия Украинской православной церкви станет событием, довольно существенно меняющим ситуацию во всей восточной Европе. Украина в этом случае рвет еще одну связь с бывшей метрополией и делает очередной шаг на пути к независимости. Меняется и ситуация в православии в целом. Сегодня, когда в юрисдикции РПЦ находятся территории всех стран бывшего СССР, кроме Грузии и Армении, Московскому патриархату принадлежат более половины всех православных в мире.
РПЦ является довольно мощным проводником "русского мира" и имперской политики путинской России. После того как Киев получит автокефалию, доля православных, живущих на канонической территории РПЦ, сократится до 40% от общего числа людей на планете, исповедующих эту религию. То есть влияние гундяевской конторы существенно уменьшится, а влияние Константинопольского патриархата как арбитра в церковных делах неизбежно возрастет.
Вопреки нескончаемому потоку самовосхвалений, льющемуся из телевизора, Россия утрачивает свое влияние в мире во всех сферах, в том числе и в религиозной. Для того чтобы найти виновных в этом процессе, Путину надо посмотреть в зеркало. Можно с уверенностью утверждать, что если бы ему не приспичило оккупировать Крым и начать войну с Украиной, идея самостоятельности Украинской православной церкви от Москвы и сегодня пребывала бы в состоянии не самого актуального проекта, как это было три с лишним сотни лет".