Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил: "История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса". В связи со столетием революции 1917 года все чаще спрашивают: а не повторятся ли потрясения вновь. 28 декабря 2016 года в петербургском книжном клубе "Порядок слов" независимый и авторитетный питерский экономист, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Яковлевич Травин прочитал лекцию "Россия-1917 и Россия-2017". Я поинтересовался у слушателей, повторится ли революция в России?" - пишет Николай Кофырин в своем блоге на Liveinternet.
"В 1960 году был выпущен диафильм о том, каким в 2017 году будет СССР. Многие технические достижения предсказали правильно. Но самого главного - развала государства СССР - не предвидел никто. Никто, кроме Нострадамуса...
В школе мы изучали февральскую буржуазную революцию 1917 года лишь как предысторию Великой октябрьской социалистической революции. Теперь наоборот: революцией называют февральские события в Петрограде, а октябрьское вооруженное восстание считают переворотом.
Известный литературовед Мариэтта Чудакова считает: "Мне кажется, что люди не отдают себе отчет, какой год нас ожидает - столетие Октября. ...Октябрь был катастрофическим для России, потому что он увел ее с исторического пути в историческое стойло на семьдесят с лишним лет, - или в исторический тупик - кому какое слово больше нравится".
Газета "Коммерсант" 30 декабря 2016 года опубликовала статью "Семнадцатого года не будет". "Россия намерена прожить его как можно быстрее". "Следующий год и власть, и бизнес, и общество предпочли бы просто пропустить. Все видимые угрозы серьезных перемен в 2016 году заблаговременно сняты, все большие планы перенесены на 2018 год. Именно такая атмосфера наступающего 2017-го лучше всего подходит для всего того, чего никто не ожидал".
Газета "Аргументы и Факты" накануне нового года опубликовала статью "Нет у революции конца?" (N51 от 21.12.2016). Как выясняется, лозунги столетней давности оказывают влияние и на нынешнее мировое устройство.
Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, считает: "Скажем, на Западе прекрасно отдают себе отчет в том, что теория и практика социального государства - порождение русской революции. И совершенно логично заявляют, что без этого не было бы ни современной Швеции, ни современной Германии, ни современной Франции. Да и Евросоюза как такового, поскольку в его основу положены левые, социалистические принципы. В социальном плане Россия тогда опередила весь мир на целую эпоху, задав новый, невиданный доселе стандарт общественного устройства".
Многие сомневаются: не разбудят ли воспоминания о событиях столетней давности протестную активность в России? Политики говорят: "Главное, чтобы протестные настроения не были использованы "пятой колонной" для уничтожения страны по киевскому сценарию".
Возможен ли ремейк революции в 2017 году?
"Не исключена революция, которая может иметь несколько форм, - считает историк и общественный деятель левого толка Александр Шубин. - С одной стороны, может быть псевдореволюция либералов, но от этого Болотная оказалась хорошей прививкой. С другой - революция националистов, которая крайне разрушительна для России и опасна для всего человечества. С третьей - социальная революция, которая тоже может стать формой социального разворота, но весьма разрушительного. Очень важно при любой форме социального и ремодернизационного разворота отстаивать его ненасильственные, гуманистичные, демократичные формы".
Независимый политик Геннадий Гудков полагает: "Я не думаю, что революция возможна уже в 2017 году: запаса прочности на этот год у власти точно хватает. Но к его концу могут закончиться деньги, и страна двинется в направлении социальных потрясений..."
Но пойдет ли кто-нибудь штурмовать Кремль в год столетия Октября?
Генеральный секретарь партии "Коммунисты России" Максим Сурайкин полагает:
"Теоретически на фоне глубокого социально-экономического кризиса и усиления протестных настроений социалистическая революция в 2017 году возможна".
Вице-президент Центра политических исследований Алексей Макаркин уверен в противоположном: "Сегодня в понимании подавляющего большинства из всех слоев населения и политических течений революция - это плохо. Наследник Ленина Зюганов говорит, что Россия исчерпала лимит на революции. Либералы пугают власть революцией и дают ей советы, как до нее не довести".
Посмотрим, сбудется ли написанное Ольгой Славниковой в романе "2017".