"Госдума приняла в третьем чтении законопроект, повышающий ставку налога на добычу полезных ископаемых для "Газпрома" в IV квартале 2018 года. Это очень важная новость, наглядно демонстрирующая реальное состояние инвестиционного климата в России и отношение правительства к миноритарным акционерам и фондовому рынку в целом", - пишет экономист и бывший руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития на своей странице в Facebook.
"Второй год подряд применяется одна и та же схема - чтобы не делиться с миноритарными акционерами прибылью, "Газпром" платит заниженные дивиденды, но государство (как один из акционеров "Газпрома") компенсирует свои выпадающие дивиденды через повышение НДПИ. Один из акционеров остается при своих, все остальные получают вдвое меньше.
Это разрушение стоимости крупнейшей российской компании и снижение инвестиционной привлекательности всего фондового рынка РФ.
Я многократно говорил об этом, в том числе и публично в свою бытность чиновником, - мы имели бы принципиально иную динамику роста экономики и инвестиций, если бы любые регулятивные решения принимались через призму влияния на стоимость. Не будет у нас никакой инвестиционной модели роста и инвестиционного бума, о котором мечтает правительство (точнее, делает вид, что всерьез этим озабочено), пока мы своими руками разрушаем стоимость публичных компаний.
Напомню, что рыночная стоимость "Газпрома", который тут на днях опять рассказывал о своих рекордных запасах, каких нет ни у кого в мире, составляет на сегодня 53 млрд долларов. Американская Exxon Mobil - 348 млрд. Поверьте, у нас была бы совсем другая экономика и другой уровень жизни, если бы перед правительством была поставлена не мифическая цель, типа 25% инвестиций в ВВП, а простая и практическая - поднятие стоимости российских госкомпаний до уровня мировых аналогов".